Оригинал взят у
otevalm в
«Костромская слобода»Не смогла не поделиться с вами
постом deni_spiri ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43546/29878574.1ee/0_ba7db_19caf40d_XL.jpg)
Не раз побывав в славном городе Костроме, лишь на десятый нашлось время для посещения одной из главных достопримечательностей не столько города, как всего края, - музея деревянного зодчества под открытым небом, демонстрирующего примеры старинной русской деревянной архитектуры. «Костромская слобода» - архитектурно-этнографический музей-заповедник, раскинувшийся на стрелке рек Волги и Костромы, у стен древнего Ипатьевского монастыря. Ну и конечно же, как только мы собрались в музей, погода нам изменила. Серо-коричневые фасады деревянных домов, пасмурная пелена вместо синего неба и голые ветви деревьев вместо зелени - всё это превратило кадры в невзрачную мешанину. По сему в сегодняшнем посте небольшой эксперимент: для придания большей художественности я увеличил размер фото (надеюсь, у всех "осилит" монитор).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45190/29878574.1ee/0_ba916_86aa4834_XXL.jpg)
В нашей стране первый музей деревянного зодчества начал создаваться в 1923 г. в селе Коломенском под Москвой. С конца 1940-х экспедиции Академии архитектуры СССР приступили к изучению территории Костромской области, в том числе и попадавшую в зону предстоящего затопления (строительство плотины Горьковской ГЭС). С целью спасения в безопасную городскую черту были перенесены несколько памятников деревянной архитектуры - церковь Спаса-Преображения из села Спас-Вёжи и четыре бани из д. Ведёрки. В 1957 г. их разместили на территории Ипатьевского монастыря. Экспедиции Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской на рубеже 1950-60-х годов обследовали северо-восточные районы в верховьях реки Ветлуги и выявили постройки, ставшие впоследствии экспонатами музея. Открытый официально в 1960 г. Костромской музей деревянного зодчества стал частью большого Объединённого Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64085/29878574.1ee/0_ba90f_4881205d_XXL.jpg)
На последующих этапах развития музея новые объекты были поставлены севернее и южнее монастырских стен. В начале 2000-х Ипатьевский монастырь был передан в ведение РПЦ и музей освободил помещения. Лишь церковь Спаса-Преображения - первый экспонат музея - остался на своём месте, внутри монастыря. Но в 2002 г. в результате пожара уникальный экспонат был утрачен. В настоящее время на всех участках музея расположено около 30 построек, рассмотрим те из них, что в доступе и именуются «Костромской слободой». Первым экспонатом исследуем дом Лоховой, сер. XIX века, перевезённый в 1972 г. из д. Вашкино Чкаловского р-на Нижегородской обл. (бывшего Юрьевецкого уезда Костромской губернии). Реставрационные работы проведены в 1973-1977 гг.. Дом принадлежит к типу двухрядной постройки, называемой в народе «дом на два коня». Хозяйственный двор дома стоит сбоку от жилых помещений.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68630/29878574.1ee/0_ba911_ede36d25_XXL.jpg)
Главный фасад избы имеет строго симметричную композицию с вертикальным прямоугольным окном посередине и двумя горизонтальными окнами по сторонам. Причелины и полотенце на фасаде украшены оригинальной по рисунку накладной резьбой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/29878574.1ee/0_ba98a_b4858928_XXL.jpg)
Центральное окно обрамлено наличником с широкими досками сверху и снизу, украшенными глухой резьбой с растительными мотивами. Формы наличника и сандрика в его завершении заимствованы из архитектуры классицизма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/29878574.1ef/0_ba991_74855134_XXL.jpg)
Внутри воссоздан интерьер характерного крестьянского жилища. Вдоль стен расположены встроенные лавки. В красном углу устроена божница (в кадр не попала). В избе и горнице в настоящее время развёрнута экспозиция, посвящённая традициям и обрядам, связанным с воспитанием детей в крестьянских семьях. Здесь можно встретить подвешенную на оцеп (гибкий черёмуховый шест) детскую зыбку (люльку); деревянные, глиняные и тряпичные игрушки; детскую мебель и одежду.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/29878574.1ee/0_ba915_8852dd8f_XXL.jpg)
Так же местным экспонатом служит разноцветного окраса задумчивый кот, привезённый из какой-то глубинки костромского края.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64354/29878574.1ee/0_ba7bf_74421190_XXL.jpg)
Нарушив порядок расположения домов, перейду к наиболее достойным и, без приувеличения, восхитительным экспонатам музея.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68668/29878574.1ee/0_ba912_258bda2a_XXL.jpg)
Дом Серова, 2-я пол. ХIХ века. Этот большой дом-пятистенок построен в 1873 г. для зажиточного крестьянина-лесопромышленника Андриана Григорьевича Серова. Резьба на фасадах, а также отделка интерьера выполнена знатным в Макарьевском уезде мастером-плотником Емельяном Степановичем Зириновым. Дом перевезён из д. Мытищи Макарьевского р-на, реставрирован в 1979-1983 гг.. Главный фасад разделён выступом переруба на две неравные части - в два и три окна основного этажа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66932/29878574.1ef/0_ba993_b1667011_XXL.jpg)
Чердачное окно в тимпане фронтона имеет глубокую амбразуру, арка которой украшена розетками. Сам проём обрамлён эффектной резной композицией с двумя львами. Под окном помещена рельефная надпись: «ма (т.е. мастер) Емельян Степанов»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/29878574.1ef/0_ba992_28869083_XXL.jpg)
Доску под венчающим карнизом занимает фриз глухой резьбы растительного орнамента с мотивами аканта, в который включены фараонки (русалки) и надпись: «1873 ... домъ Ан. Гр. Серова ... года».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68946/29878574.1ee/0_ba98c_be742ce5_XXL.jpg)
Дом объединяет в одном срубе избу и горницу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/29878574.1ee/0_ba7d3_65cd5863_XXL.jpg)
Прямоугольные окна оформлены рамочными наличниками, завершенными щипцовыми фронтончиками и сандриками-полочками. Нижняя доска наличника и его венчающие части украшены резными розетками. Окна закрываются двустворчатыми филенчатыми ставнями.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26352/29878574.1ee/0_ba7cf_f553f2a2_XXL.jpg)
Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу - хлева и кладовые.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/29878574.1ee/0_ba7d0_7098f540_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27964/29878574.1ee/0_ba7d1_f5fe358_XXL.jpg)
Постройка дома и его резные украшения стоили А. Серову немалых денег. Хозяин, сплавлявший лес по Унже и Волге, часто бывал на крупных ярмарках, выезжал в Кострому и Нижний Новгород.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26352/29878574.1ee/0_ba7c9_1e603492_XXL.jpg)
Снаружи дом украшен глухой (корабельной) резьбой, а интерьер имеет лёгкие резные узоры и выкрашенные оконные рамы, полы и потолки жилой половины дома.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42991/29878574.1ee/0_ba7cc_df72fd2d_XXL.jpg)
В его доме можно увидеть редкие для крестьянского быта XIX века вещи: самовар, граммофон, модные венские стулья, комод, кровать, предметы городского костюма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/29878574.1ee/0_ba7c8_be0780b9_XXL.jpg)
Дом Липатова, сер. ХIХ века. Крупный двухэтажный дом - пример представительного крестьянского дома, в котором приёмы и формы народного зодчества сочетаются с элементами городской архитектуры классицизма. Дом сооружён в 1857 г. для зажиточного крестьянина-лесопромышленника Липатова плотницкой артелью Е.С. Зиринова. Перевезён из д. Кобылино (ныне Журавлево) Макарьевского р-на, реставрирован в 1982-1983 гг..
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25826/29878574.1ee/0_ba914_bc4ed11a_XXL.jpg)
Главный фасад в пять осей окон делится на две неравные части перерубом. Симметрию композиции поддерживает высокий треугольный фронтон с трехчастным окном в центре тимпана.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/70872/29878574.1ee/0_ba7da_860c28f1_XXL.jpg)
Очень выразительно окно в тимпане фронтона, три части которого разделены колонками, а в завершении устроена глубокая арочная ниша.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31082/29878574.1ee/0_ba7d9_662a4fe_XXL.jpg)
Нарядный растительный орнамент, включающий изображения фараонок (русалок) и львов, покрывает подкарнизный фриз с надписью: «1857 ... Сей домъ М.К. Липатова ... года» и причелины с надписью: «Сей мастер Емельян Степанов Зиринов». Окна обоих этажей с филенчатыми ставнями заключены в рамочные наличники, нижние и верхние доски которых украшены резными розетками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/29878574.1ef/0_ba98d_1da9751f_XXL.jpg)
Боковой фасад, на котором расположен вход с двускатным зонтом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71249/29878574.1ef/0_ba98e_8d748e86_XXL.jpg)
В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47501/29878574.1ee/0_ba7d6_d7cf0dd5_XXL.jpg)
Дом Ципелёвой, сер. ХIХ века. Рубленный «в обло» из сосновых бревён дом представляет собой характерную для Костромского края крестьянскую жилую постройку. Перевезён в 1969 г. из д. Аристиха Шарьинского р-на, где он с давних пор принадлежал крестьянам Ципелёвым. Реставрирован в 1970-1977 гг.. Окна зимней избы имеют наличники с сандриками-полочками. Верхняя доска наличников украшена нарядной резьбой с солярными знаками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/29878574.1ee/0_ba910_7f6ee1e5_XXL.jpg)
Зимняя изба разделена тесовой перегородкой, не достигающей потолка, на два неравных пространства - кутный угол с русской печью и основное помещение с красным углом. В интерьере воссоздано характерное для зимних изб убранство: полати над входом, припечная доска, встроенные лавки, божница в виде киота с треугольным фронтоном и т.д.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64973/29878574.1ee/0_ba913_91eb37a8_XXL.jpg)
Прямоугольный в плане сильно вытянутый основной объем включает переднюю зимнюю избу-четырёхстенок, сени посередине и летнюю избу-горницу сзади. В настоящее время здесь развёрнута выставка гончарных изделий мастеров Костромской земли. Показаны различные типы посуды: кринки, кашники, подойники, рыльники, водяники, опарницы, корчаги и др. Дом экспонируется как изба гончара. В куту установлен гончарный круг, лавки и полки заполнены сырой гончарной посудой, перед печью стоит корыто, в котором показывается процесс обварки обожженной посуды
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/29878574.1ef/0_ba98f_b8fb9685_XXL.jpg)
Дом Тарасова, 1-я пол. ХIХ века. Характерный для северо-восточного региона Костромской губернии образец крестьянского жилища. Комплекс включает «черную» (курную) избу и амбар (житницу). Дом перевезён из д. Мухино Вохомского р-на в 1965 г. Реставрационные работы проведены в 1973-1978 гг..
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65661/29878574.1ee/0_ba7c6_9ab1b4ef_-1-XXL.jpg)
Рубленый «в обло» из сосновых брёвен жилой дом принадлежит к числу крестьянских изб типа брус. Изба-двойня, состоящая из двух самостоятельных срубов (слева - зимница, справа - горница), мост и двор, поставленные на подклет, расположены на одной оси и под одной двускатной кровлей. Такой тип постройки мы частенько выстречали в заброшенных деревнях Костромской области. По коньку кровли положен охлупень, курицы поддерживают потоки, представляющие собой целые бревна с выдолбленным в них желобом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26352/29878574.1ee/0_ba7c5_559023aa_-1-XXL.jpg)
На главный фасад выходят три прямоугольных окна: вертикальный проём в центре и два горизонтальных по сторонам. В горнице между «красными окнами» расположено волоковое окно, под которым устроен вход в подклет. Подклет под жилой частью дома использовался для хранения овощей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27216/29878574.1ee/0_ba90d_8b014c0f_XXL.jpg)
Передняя часть дома включает зимницу или «чёрную избу» с печью без дымохода. Здесь находится глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному». При её топке дым стелился по избе (отсюда и "гарь" на потолке), выходил в двери или вытягивался через отверстие в потолке. Изба экспонируется как свадебная.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66384/29878574.1ee/0_ba7c4_2449724d_XXL.jpg)
В задней половине дома на первом этаже располагается скотный двор. На втором этаже (называемом в костромских деревнях повитью), кроме обширного сеновала, помещаются кладовые для сбруи и домашней утвари.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26827/29878574.1ee/0_ba7c2_77e9c66a_XXL.jpg)
На сеновал двора поднимается взвоз из бревенчатого наката. Под сенями на лето ставились сани. Увидев позади культовую постройку, поспешили рассмотреть её.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/29878574.1ee/0_ba90e_d6a56927_XXL.jpg)
Церковь Ильи Пророка, ХVIII век, конец ХIХ века. Одна из лучших сохранившихся деревянных церквей ярусного типа в Костромской области. Ряд исследователей датируют храм неопределенно широко: ХVI-ХVIII вв. и даже сер. XIX века. Из документов известно, что в 1653 г. в селе Верхний Березовец (ныне Солигаличского р-на) существовали две деревянные церкви: Никольская с приделом Ильи Пророка и Покровская с приделом Параскевы Пятницы. По всей видимости, строительство деревянной Ильинской церкви относится к 1-й пол. XVIII века. Не позднее сер. XIX века она подверглась перестройке. Вместо крыльца в западной части церкви в кон. XIX века сооружена двухэтажная паперть и сделаны железные кровли.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65661/29878574.1ed/0_ba7b9_6de16dcc_XXL.jpg)
В 1970 г. перевезена в музей и реставрирована в 1970-1977 гг., при этом были воссозданы паперть и железные кровельные покрытия конца XIX века.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67698/29878574.1ed/0_ba7b8_80d6ab3a_XXL.jpg)
Дом Чапыгиной, кон. ХIХ - нач. ХХ веков. Рубленый «с остатком» дом - пример простейшего жилища, характерного для бедных крестьян Костромской губернии. Изба перевезена из д. Большое Андрейково Нерехтского р-на. Реставрация проведена в 1980 г. Постройка возведена преимущественно из осиновых брёвен (что не типично для жилых построек Костромского края) и первоначально находилась под соломенной крышей. Фасады дома лишены какого-либо декора.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/29878574.1ee/0_ba98b_182951ce_XXL.jpg)
В доме восстановлен интерьер, характерный для бедной крестьянской семьи. Он состоит из собственно избы, сеней, маленькой горенки и небольшого скотного двора. В экспозиции размешены ткацкий стан, предметы плетения из прута и лыка, пастушьи рожки, характеризующие занятия населения Нерехтского уезда.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43546/29878574.1ed/0_ba7ba_4c27710e_XXL.jpg)
***
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42991/29878574.1ed/0_ba7bb_6adca577_XXL.jpg)
***
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66745/29878574.1ee/0_ba7d4_3ee260d4_XXL.jpg)
Дом Скобёлкина, сер. ХVIII века. Один из старейших сохранившихся в Костромской области деревянных домов, принадлежащий к редкому типу двухрядной постройки. Перевезен из д. Стрельниково Костромского р-на, реставрирован в 1987-1988 гг. Выразительность фасадов жилой избы определяют массивные выступы толстых брёвен и барочные наличники окон основного этажа. Наличники усложнены небольшими ушами, полукруглыми фартуками и фигурными завершениями, украшенными скромной резьбой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43546/29878574.1ed/0_ba7b6_486e16f8_XXL.jpg)
Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов. Дом с подклетом состоит из двух, расположенных параллельно объёмов с самостоятельными двускатными кровлями - избы и двора, срубленных из массивных сосновых брёвен. Является уникальным памятником народной культуры и единственным из сохранившихся в Поволжье по своей древности. В настоящее время он используется для проведения интерактивных программ с юным поколением. Потому внешний вид обезображен проводами, пролегающими по всем фасадам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/39232/29878574.1ed/0_ba7b5_cd1fb6a6_XXL.jpg)
Часовня, кон. XVIII - нач. XIX веков. Рубленная из сосновых брусьев «в лапу» постройка принадлежит к типу часовен, некогда распространённому по всему северо-востоку России. Перевезена из д. Большое Токарево Солигаличского р-на в 1969 г., реставрирована в своих первоначальных формах в 1969-1970 гг.. Восьмигранный сруб часовни со всех сторон окружён галереей-«гульбищем». Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды здесь не совершались. Службы проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к большим церковным праздникам, выпадающим на время весенней и осенней распутицы, когда в часовне совершались молебствия, и она на это время заменяла крестьянам церковь (т.к. в соседние деревни было попросту не добраться).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26827/29878574.1ed/0_ba7b1_f0e4415b_XXL.jpg)
И последним культовым экспонатом мы осмотрим церковь Всемилостливого Спаса, построенной в 1712 году. Перевезена в 1968 г. из с. Фоминского Костромского р-на, реставрационные работы проведены в 1968-1970 гг. Хороший образец храма клетского типа, характерного для Костромского края. Состоит из четырёх «клетей» (объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25407/29878574.1ed/0_ba7b3_db7c0f31_XXL.jpg)
Стены отёсаны, полы - дощатые. Вдоль стен расположены встроенные лавки с фигурными ножками. Сохранился тябловый иконостас конца ХVIII века с резными царскими вратами. Перед иконостасом устроены клиросы с откидными скамьями, покрытыми резным орнаментом геометрического рисунка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/29878574.1ed/0_ba7b2_81350742_XXL.jpg)
В середине 1980-х в музее размещена ветряная мельница-шатровка из с. Спас Нерехтского р-на (мы, кстати, были
в этом селе), реставрация которой завершилась в 1990 г. Основной объём мельницы с помещениями кладовых и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Позади - мельница без ветряка (крылья-лопасти) на деревянных ножках-сваях.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/29878574.1ef/0_ba990_c962027_XXL.jpg)
Изучая описание экспонатов и историю музея, понял, что его научное направление остановилось в начале 2000-х, с выселением из стен монастыря. За последние 25 лет, по моему, не установлено ни одного нового памятника деревяннного зодчества. Из нового - это появление на территории музея стрельбища (аттракцион для туристов и место тренировки любителей лучной стрельбы), едального заведения, сцены и ряда беседок, детской площадки, проката лодок и прочей мишуры. Одним словом, добро пожаловать в развлекательный комплекс на базе научного архитектурно-этнографического музея 1960-70-х годов.
При создании поста использован материал следующих источников:
- энциклопедия
"Памятники истории и культуры Костромы"- оф.сайт музея-заповедника
"Костромская Слобода"