Первенец советского флота.

May 19, 2017 21:02




Крейсер «Червона Украина» вошёл в историю как первый крупный военный корабль советской постройки. Он же стал и самым крупным кораблём, потерянным ВМФ СССР в годы Второй мировой войны (в советской историографии линкор «Марат» фигурирует как получивший тяжёлые повреждения).
Досоветский период.
Крейсер заложили под названием «Адмирал Нахимов» 18 октября 1913 года в Николаеве на заводе Русского судостроительного общества («Руссуд») и спустили на воду 25 октября 1915 года. После распада Российской империи «Адмирал Нахимов» перешёл под контроль Украинской державы и был переименован в «Гетьман Богдан Хмельницький», но после захвата французами Николаева корабль передали деникинцам. Несмотря на высокую степень готовности (если верить «Боевому расписанию действующего флота на 15 августа 1919 года», («Адмирал Нахимов» - готовность 95%, нет артиллерии»)), крейсер тогда достроить не сумели.



Крейсер «Адмирал Нахимов» после спуска на воду.

Для достройки «Адмирал Нахимов» был переведён в Одессу, где его в январе 1920 года захватила Красная армия (крейсер вмёрз в лёд, и белогвардейский эсминец «Жаркий» не сумел взять его на буксир и вывести из порта).

Под советским флагом.

Дальнейшая достройка крейсера осуществлялась на объединении Николаевских государственных заводов им. А. Марти в соответствии с восстановительной программой советского флота на 1921-26 годы. В декабре 1922 года III Всеукраинский съезд Советов рассмотрел меры по содействию достройке корабля и принял постановление о шефстве Всеукраинского Центрального исполнительного комитета над «Червоной Украиной» (в переводе с украинского - «Красная Украина»). Своё новое название крейсер получил согласно Приказу Реввоенсовета УССР от 7 (по данным, приведённым на сайте waralbum.ru - 26) декабря 1922 года. По проекту предполагалась окончательная готовность корабля к сдаче 1 мая 1926 года. Несмотря на трудности при строительстве, корабелы выдержали установленные сроки - крейсер прошёл швартовочные испытания в апреле и ходовые испытания 13 июня 1926 года. После контрольного выхода в море и устранения мелких неполадок 21 марта 1927 года «Червона Украина» вошла в состав Черноморского флота. Общая стоимость работ по достройке крейсера составила не менее 450 тыс. золотых рублей.

Основные тактико-технические характеристики крейсера «Червона Украина»*

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СТАНДАРТНОЕ/ПОЛНОЕ, Т
7999/8400
ДЛИНА, М
166,8
ШИРИНА, М
15,7
ОСАДКА, М
6,2
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Четырёхвинтовая (4 турбины «Браун-Бовери-Парсонс» и 14 котлов Ярроу) общей мощностью 55 000 л. с.
СКОРОСТЬ ПОЛНОГО ХОДА, УЗЛОВ
29,5
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, МИЛЬ
2700 при запасе топлива в 900 т и скорости 14 узлов
БРОНИРОВАНИЕ, ММ
ВЕРХНИЙ БРОНЕВОЙ ПОЯС
25
ГЛАВНЫЙ БРОНЕВОЙ ПОЯС
75
ТРАВЕРЗ
50
ПАЛУБА
20-25
БАРБЕТЫ
25
БОЕВАЯ РУБКА
125
ОРУДИЙНЫЕ ЩИТЫ
25
ВООРУЖЕНИЕ**
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ
15 130-мм пушек образца 1913 года (длина ствола - 55 калибров), 3 100-мм спаренные установки Минизини, 6 45-мм пушек 21-К и 7 пулемётов ДШК***
МИННО-ТОРПЕДНОЕ
3 трехтрубных 450-мм торпедных аппарата образца 1913 года и до 100 мин заграждения (или 90 мин КБ-3)
ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ
2 бомбомёта, 30 глубинных бомб (10 Б-1 и 20 М-1)
ЭКИПАЖ, ЧЕЛОВЕК
852
* - А. А. Чернышёв, «Гибель крейсера «Червона Украина»
** - с момента ввода в строй и вплоть до модернизации 1939 года крейсер также располагал авиационным вооружением: 2 гидросамолёта КР-1 (Heinkel HD-55) (с середины 30-х годов - КОР-1)
*** - первоначально артиллерийское вооружение состояло из 15 130-мм пушек образца 1913 года (длина ствола - 55 калибров), 8 75-мм зенитных орудий системы Меллера и 2 7,62-мм пулемётов Максим

Трудно переоценить роль «Червоной Украины» в качестве учебного корабля, однако единого мнения о её боеспособности у советского руководства не было. Так, Н. Г. Кузнецов (с ноября 1933 по август 1936 года - командир крейсера) вспоминал:
«Я горячо доказывал, что наша «Червона Украина» - вполне современная боевая единица. Орджоникидзе не оспаривал моих взглядов. Видимо, считал, что не следует подрывать веру командира в свой корабль. В то время считать такой крейсер безнадёжно устаревшим было, прямо скажу, грех. Но Серго смотрел далеко вперёд»
В довоенные годы «Червона Украина» постоянно участвовала в учебных походах, учениях и демонстрациях флага в дружественных портах. В частности, в мае-июле 1928 года крейсер в сопровождении эсминцев «Петровский», «Шаумян» и «Фрунзе» с дружественным визитом посетил Турцию. С турецким визитом крейсера связан весьма примечательный исторический анекдот - при салюте в честь генерал-губернатора Стамбула артиллеристы якобы ошиблись с количеством залпов (по воспоминаниям адмирала Кузнецова, в которых эта история подаётся как непреложный факт, нешуточный дипломатический скандал удалось замять, ограничившись тем, что «рано утром снова подняли турецкий флаг и дали один-единственный выстрел»). Второй эпизод имел место на самом деле и вполне мог перерасти в полномасштабную трагедию: в ночь на 3 июня на крейсере по неустановленной причине возник пожар в кормовом котельном отделении, который из-за проблем с электричеством пришлось тушить при помощи огнетушителей и ручной помпы. На обратном пути из Стамбула крейсер сопровождает в Батуми яхту афганского падишаха.
В 1930 году «Червона Украина» входит в состав бригады крейсеров (формируемой на основании приказа РВС СССР №014 от 9 марта 1930 года) совместно с однотипным крейсером «Профинтерн» и учебным крейсером «Коминтерн». В том же году крейсер в сопровождении эскадренных миноносцев «Шаумян» и «Незаможник» совершил поход в Средиземное море с заходом в Мессину и Пирей.


Крейсер «Червона Украина» в 1927-29 годах
Источник: А. А. Чернышёв, «Гвардейские крейсера Сталина».

Как было сказано выше, в 1933-36 годах «Червоной Украиной» командовал будущий главком советского ВМФ Н. Г. Кузнецов. Командирскую службу на крейсере он начал ещё в 1926 году в должности вахтенного начальника - командира первого плутонга и строевой роты. Под его командованием крейсер претендовал на звание «Лучший корабль Морских Сил СССР», причём вторым претендентом являлся крейсер «Красный Кавказ», где Кузнецов ранее служил старшим помощником.«Червона Украина» соревнование проиграла, намотав на винты стальную сеть бонового заграждения в ходе заключительного этапа осенних манёвров 1934 года.


Подъём гидросамолёта КР-1 на борт крейсера «Червона Украина».

В ходе ремонта 1934-35 годов на крейсере модернизируют зенитное вооружение путём замены 75-мм орудий системы Меллера на шесть 76-мм зенитных пушек Лендера. После окончания ремонта в марте 1935 года «Червона Украина» участвует в манёврах Черноморского флота в качестве флагманского корабля. Летом 1939 года крейсер становится на Севастопольский морской завод для капитально-восстановительного ремонта. Зенитное вооружение корабля заменили на три 100-мм спаренные установки Минизини производства итальянской фирмы «ОТО», шесть 45-мм пушек 21-К и семь пулемётов ДШК. Кроме того, было демонтировано оборудование для запуска гидросамолётов. Во время ремонта (29 октября 1939 года) командование крейсером переходит от капитана 2-го ранга А. И. Зайца (вступил в командование 5 сентября 1936 года после Кузнецова) к капитану 1-го ранга Н. Е. Басистому, который будет командовать «Червоной Украиной» почти до самой её гибели.


Крейсер «Червона Украина» в море.

«Червона Украина» в начале Великой Отечественной войны.

Ремонт крейсера не являлся приоритетной задачей для Севморзавода - как писал Н. Е. Басистый в своих мемуарах «Море и берег»: «Завод сейчас основные силы бросает на ремонт линкора «Парижская коммуна». Корабль отошёл от заводского причала только в апреле 1941 года, официально вернулся в состав Черноморского флота 1 мая и до начала войны успел принять участие в пятидневных манёврах. Утром 22 июня «Червона Украина» участвует в отражении авианалёта на Севастополь, а 23-24 июня - в постановке оборонительных минных заграждений на подходах к нему (в ходе первого выхода крейсер установил 90 мин). В соответствии с планом частичного рассредоточения кораблей в ночь на 5 июля бригада крейсеров переходит в Новороссийск. 28-29 августа крейсер перебрасывает в Одессу 720 морских пехотинцев, после чего участвует в обороне города, до вечера 1 сентября выпустив по немецким позициям не менее 832 130-мм снарядов.
В дальнейшем «Червона Украина» принимает участие в эвакуации советских войск в Севастополь. 2-3 октября крейсер совершил три похода для снятия частей морской пехоты с Тендровской косы. 14 октября корабль участвовал в эвакуации войск из Одессы, а в ночь с 30 на 31 октября снова эвакуировал войска с Тендровской косы. Корабль хорошо зарекомендовал себя в начальный период войны, и его командир капитан 1-го ранга Басистый ушёл на повышение, став командиром Отряда лёгких сил Черноморского флота. 5 ноября командование крейсером было передано капитану 2-го ранга И. А. Зарубе.


Крейсер «Червона Украина» в Севастополе, 1941 год.

Гибель крейсера.

По воспоминаниям Басистого, «начиная с 30 октября, то есть с первого дня Севастопольской обороны, крейсер вместе с другими кораблями и береговыми батареями поддерживал огнём наши части, отражавшие натиск противника». В частности, 9 и 10 ноября корабль выполнил семь стрельб (расход 48 и 100 130-мм снарядов соответственно), а 11 ноября израсходовал по немецким войскам в районе Кадыковка-Варнутка 682 130-мм снаряда (Басистый упоминает о 700 снарядах «на разных направлениях от Дуванкоя до Балаклавы»).
События 12 ноября 1941 года практически поминутно описаны А. А. Чернышёвым в работе «Гвардейские крейсера Сталина» (впрочем, версия Чернышёва в деталях и оценках отличается от версии адмирала Басистого).
В 9 часов 00 минут крейсер «открыл огонь по скоплению немецких войск под Балаклавой, сделав 8 трёхорудийных залпов» (по версии Басистого, «крейсер вёл огонь по скоплениям гитлеровцев в районе Качи, Мекензиевых гор и Бельбекской долины»).
В 11 часов 45 минут «над Севастополем появился воздушный разведчик» (по версии Басистого «во время этих стрельб над бухтой неоднократно появлялись вражеские самолёты-разведчики»).
С 12 часов до 12 часов 15 минут крейсер атаковали три группы самолётов (всего 23 или 28 машин). Атаку первой группы (из девяти или двенадцати машин) зенитчикам «Червоной Украины» удалось отразить, не допустив прицельного бомбометания (Чернышёв пишет об одном подбитом самолёте). По описанию Чернышёва, «за ней последовала вторая, которой удалось прицельно сбросить бомбы на крейсер, а завершили удар пикировщики». При налёте немецкие самолёты использовали фугасные бомбы массой 100 и 250 кг, а также бомбы замедленного действия массой 500 кг.


«Червона Украина» в Севастополе, 12 ноября 1941 года. Последнее «прижизненное» фото крейсера.

Результаты бомбардировки крейсера «Червона Украина» 12 ноября 1941 года (по данным А. А. Чернышёва).

ВРЕМЯ
ХАРАКТЕР ПОПАДАНИЯ
12 часов 08 минут
Взрыв 100-кг фугасной бомбы «на расстоянии 5-7 м от правого борта на траверзе 92-100 шпангоута»*
12 часов 08 минут
Прямое попадание 100-кг фугасной бомбы «в районе 4-го торпедного аппарата на шкафуте левого борта»**
12 часов 11 минут
Взрыв 500-кг бомбы «на грунте в непосредственной близости от правого борта корабля в районе 9-12 шпангоута»
12 часов 12 минут
Взрыв 500-кг бомбы «под днищем корабля с левого борта, в районе 48-54 шпангоута»
* - Басистый пишет о прямом попадании 100-кг бомбы
** - Басистый пишет о 250-кг бомбе

В результате взрывов образовались большие пробоины в правом («были затоплены помещения от 0 до 15 шпангоута») и левом бортах («обшивка бортов лопнула и клинообразная трещина ушла под броневой пояс… Верхняя палуба до 10 шпангоута ушла под воду»). На корабле начался сильный пожар (два очага возгорания, угрожавшие носовому и кормовому артиллерийским погребам). Кроме того, «заклинило 130-мм орудия № 2, 3, 4; 6, 11, 12, вышли из строя все три 100-мм зенитные установки и четыре 45-мм пушки», «14 моряков погибли, 90 получили ранения». Для ликвидации пожаров командир крейсера И. А. Заруба приказал затопить артиллерийские погреба. Чернышёв считает подобное решение ошибочным, поскольку «пожар не угрожал погребам, расположенным в носовой части корабля», а затопление «привело к потере части запаса плавучести и утрате всего боеприпаса главного калибра». Басистый, прямо не критикуя решение Зарубы, отмечает, что пожар у носового погреба был потушен группой под командованием командира котельной группы воентехника 2-го ранга Бендерского, а пожар у кормовых погребов - группой «командира отделения трюмных старшины 2-й статьи Ананьева». В результате проникновения забортной воды и затопления пяти креновых отсеков правого борта (это было сделано для компенсации выраженного дифферента в сторону форштевня, достигавшего 1 м) крейсер принял около 3300 т воды. Борьба за живучесть корабля существенно осложнялась серьёзными повреждениями энергетической установки: «Для дальнейшей борьбы за живучесть корабля оставались исправными четыре котла, расположенные в сторону кормы от 69 шпангоута, и два котла в носовой части».
Работу систем водоотлива удалось организовать, поддерживая пар то в одном, то в другом котельном отделении по мере их затопления. Уже к 12 часам 50 минутам на корабле ввели в работу котел №1, а после введения в работу котла №11 удалось повысить давление пара и запустить турбогенераторы №3 и №4. Казалось, что крейсер удастся спасти: вода в 4-м машинном отделении пошла на убыль, а около 14 часов 30 минут «к кораблю подошли водолазный бот и спасательное судно «Меркурий» (последний «участвовал в осушении отсеков»). Однако «пластырь установить не удалось, так как подкильные концы, заводимые с кормы, далее 55-го шпангоута не шли, им мешали рваные кромки пробоины».
Затем начинается череда решений, непонятных современным исследователям. «Меркурий» прекращает спасательные работы и переходит к повреждённому эсминцу «Беспощадный». Около 16 часов (после неудачной попытки выровнять крен «Червоной Украины») командование флота утверждает решение её командира «команду с личными вещами отвести в укрытие, а на корабле оставить зенитный дивизион и аварийные партии», а в артотдел тыла из Штаба флота поступает «приказание о снятии с корабля вооружения и выгрузке боеприпаса». Однако уже в 16 часов 30 минут, несмотря на то, что «к этому времени верхняя палуба до 18 шпангоута была уже в воде», «крен на левый борт составлял 4,5°», и «корабль принял около 3500 т воды», прибывшие на крейсер «флагманский инженер-механик флота и начальник ЭПРОНа» принимают решение о продолжении борьбы за живучесть корабля и возвращении на него экипажа. При этом пробоину заделать так и не удаётся (с наступлением темноты водолазы и вовсе прекращают работу). К проблемам с заделкой пробоин добавились и проблемы с утечкой котельной воды, заставившие пополнять её убыль забортной водой. В 17 часов 30 минут «вместо котла №11 (к 17 часам солёность котельной воды достигла 900°Б) был подключён котёл №13 и начали разжигать котёл №14… В дальнейшем эти котлы работали попеременно, питаясь солёной водой».
К 18 часам крен «Червоной Украины» увеличился до 5°, а её носовая часть погрузилась в воду ещё на 1 м, после чего командование, вероятно, «поставило крест» на крейсере: в 19 часов 30 минут на корабль прибывают рабочие, а также кран и баржа для демонтажа артиллерии и разгрузки боеприпасов. К 21 часу, после приёма приблизительно 4000 т воды, крен крейсера достигает 6°.
К 24 часам к крейсеру подходит спасатель «Меркурий», который приступает к «осушению помещений на 65-69 шпангоутах» - вероятно, речь шла уже не о спасении корабля, а о выигрыше времени для его разгрузки. Интересно, что в это время «Червона Украина» продолжает откачивать воду из кормовых отсеков корабельными средствами (благодаря поочерёдной работе котлов в 6-м и 7-м котельных отделениях, а также турбогенератора). В дальнейшем крен корабля неуклонно возрастает (с 8° в 1 час ночи 13 ноября до 40° к 4 часам утра), а между 4 часами 10 минутами и 4 часами 20 минутами «корабль, потеряв остойчивость и плавучесть, погрузился в воду с креном 50-55° на левый борт на глубине 13-16 м». Вместе с кораблём погиб командир 4-го машинного отделения и четыре машиниста, не успевшие покинуть свои места.
Основные причины гибели корабля А. А. Чернышёв усматривает в действиях командования флота («корабль несколько дней занимал одну и ту же огневую позицию») и ошибочных действиях капитана Зарубы («уход большей части команды с боевых постов, а затем возвращение его создало паузу в борьбе за живучесть корабля»). Адмирал Басистый более снисходителен к коллеге: «Море наступало, и в неравной героической борьбе с ним людям приходилось сдавать одну позицию за другой». О симпатиях Басистого к Зарубе свидетельствует и трактовка эпизода с оставленным боевым знаменем - якобы «вечером перед заходом солнца, когда экипаж мужественно боролся за жизнь корабля, командиру доложили о времени спуска флага. Заруба, секунду поколебавшись, приказал: «Флаг не спускать!»
В оправдание командования Черноморского флота отметим, что постоянная огневая позиция сокращала время на пристрелку. Да и существенного выбора у моряков не было, так как в распоряжении советских кораблей в Севастополе оставалась весьма ограниченная акватория.
«Вторая жизнь» после войны
3 ноября 1947 года крейсер подняли со дна, а 8 февраля 1948 года ввели в док для заделки пробоин. Считая бесперспективным восстановление «Червоной Украины» в качестве боевой единицы, её передали учебному отряду ЧФ для использования в качестве учебно-тренировочной станции по борьбе за живучесть, переименовав в СТЖ-4. 30 октября 1950 года бывший крейсер переформировали в корабль-цель ЦЛ-53, а 10 мая 1952 года посадили на грунт в районе косы Бакая в Каркинитском заливе для использования в качестве мишени для авиации (вероятно, тогда же ЦЛ-53 исключили из списков ВМФ).
Автор:Андрей Малеев.
[Источники]
Источники:
Список источников:
1. И. Ф. Цветков, «Гвардейский крейсер «Красный Кавказ».
2. Н. Г. Кузнецов, «Накануне».
3. А. А. Чернышёв, «Гвардейские крейсера Сталина».
4. А. А. Чернышёв, «Гибель крейсера «Червона Украина».
5. Н. Е. Басистый, «Море и берег».
Источник:http://warspot.ru/.



Оригинал взят у navy_chf в Первенец советского флота.


#флот, #СССР

Previous post Next post
Up