Автопробеги в конце 1920-х начале 1930-х годов в Советском Союзе являлись важным агитационным мероприятием. Большинство из них проводилось под эгидой «Автодора» - общественной организации созданной в 1927 году с целью популяризации автомобильного транспорта и обустройства дорог. Также, участие в длительных экспедициях по самым разным географическим зонам СССР позволяло испытать продукцию первых советских автозаводов, построенных в годы индустриализации.
Один из таких испытательных автопробегов был осуществлен по маршруту Москва-Минск-Орша-Москва летом 1932 года. Хроника этой экспедиции была описана участником автопробега, корреспондентом М. Андриевским, на страницах знаменитого журнала «За рулем» в том же году.
https://auto.tut.by/news/road/501510.html Встреча участников автопробега, 1930-е годы. Фото: nami.ru
Статья «Советские машины, конструкторы и водители выдержали экзамен» об автопробеге была опубликована в сентябрьском номере журнала «За рулем» за 1932 год.
В начале статьи Андриевский описал цели и задачи автопробега, а так же дал полный список автомобилей колонны: «Пробег организован для трехосных автомобилей, впервые сконструированных и построенных в СССР. Для сравнения в пробег были включены стандартные автомобили. Колонна состояла из 3 грузовых автомобилей АМО-З, одного автобуса АМО-4 с кузовом „новый стандарт“, 2 трехосных четырехтонных машин, построенных заводом им. Сталина, 2 трехосных восьмитонных машин, построенных Ярославским заводом, 1-й ярославской стандартной пятитонки и 2 обслуживающих „Фордов“ - легкого командорского и грузового для продуктов. Всего - 11 машин.»
Трехосный восьмитонный грузовик ЯГ-10, который выпускался Ярославским автозаводом с 1932 по 1940 годы. Фото: autowp.ru
Про планируемый маршрут корреспондент написал следующее: «Маршрут Москва-Минск-Орша-Москва включает 43 проселка. Надо упомянуть, что при составлении маршрута мы столкнулись с невозможностью получить сведения о состоянии проселочных дорог, большинство которых нанесено на карты по данным дореволюционного времени. Новые карты до сих пор не изданы, а в ЦУДорТрансе (Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта - прим. автора) точных сведений не имеется, и у нас не было полной уверенности в возможности закончить пробег по намеченному маршруту. Весь путь мы должны были пройти в 11 дней, включая 2 дня отдыха в Минске».
Опытный трехосный грузовик АМО-6 на фото 1932 года. В серию эта машина пошла уже под названием ЗИС-6. Всего за годы производства с 1933 по 1941 на московском автозаводе им. Сталина было выпущено 21 239 единиц ЗИС-6. Фото: autowp.ru
Колонна грузовиков стартовала утром 25 июля с территории завода им. Сталина в Москве. По словам участников автопробега, первые два дня экспедиции, пока автомобили перемещались по территории Советской России, прошли штатно без приключений. Первое серьезное препятствие встретило автоколонну уже на территории БССР. Андриевский так описывает это событие: «На реке Проне (река в Могилевской области, приток Сожа - прим. автора) нас задержало неожиданное препятствие. В прошлом году паводком унесло мост - строится новый. Нам предстояла переправа на пароме с ненадежным настилом. Въехала на паром АМО-3, настил прогнулся, но выдержал. Осторожно переправив по одной более легкие машины, очередь дошла до ярославских. Мы принесли доски, приготовленные для моста, сделали второй настил, разгрузили от балласта машины и таким образом переправились. На переправу ушло пять часов».
Переправа грузовиков по временному настилу, 1930-е. Фото: scaleforum.ru
Автопробег продолжался: «Не доезжая Бобруйска, нас ожидала встреча, организованная коллективом Автодора. В город приехали в 11 часов. Из Бобруйска выехали на следующий день в 7 ч. 30 мин. Ехали по недостроенному шоссе. На 60 километре производились работы. Мы свернули на свеженасыпанную обочину, которая расползалась, и машины застряли. Вытаскивали буксиром при помощи трехоски. У автобуса снимали ступицу переднего колеса, заел тормоз из-за плохих шлангов. Дальше пошел проселок, дорога шла лесом по укатанному грунту; здесь ходят трехосные Круппы (грузовые автомобили немецкого концерна „Krupp“ - прим. автора), подвозят на постройку дороги материалы. От Пуховичей ехали полем. Дорога сухая, но много рытвин и ухабов. От Смиловичей выбрались на хорошее, ровное, как скатерть шоссе (судя по описанию, участники автопробега ехали вдоль строящейся магистрали М4 Минск-Могилев, которая была открыта в 1932 году - прим. автора). В Минск приехали около 6 часов, пройдя 116 км (из них 58 проселком) со скоростью по шоссе 32,5 км в час и по проселку - 19,3».
Участники автопробега Москва-Минск-Москва на полевой дороге. В центре автобус АМО-4. Фото: журнал «За рулем», 1932 год
Встречу участников автопробега в Минске Андриевский описывает следующим образом: «Одновременно с нами прибыли машины агитационного пробега, организованного Полоцким Автодором. На площади состоялся большой митинг. Отмечали успехи советского автостроения, подтверждением чего являлась стройная колонна выстроенных на площади машин. Выступавшие останавливались на значении автомобилей в экономике страны и обращались к населению с призывом строить дороги. Командор от имени участников пробега благодарил за теплую встречу и подобно осветил цели и задачи нашего пробега».
Грузовики участников автопробега на площади Свободы в Минске. Фото: журнал «Чырвоная Беларусь», 1932 год
В столице Советской Беларуси участники автопробега провели еще один день: «На следующий день осматривали и заправляли машины. Кроме незначительной течи патрубка радиатора у автобуса и смены колодок центрального тормоза из-за сорвавшегося феродо у одной из ярославских трехосок, никаких дефектов не обнаружили. Вечером были приглашены на президиум ЦС Автодора Белоруссии. С интересом выслушали доклад командора Полоцкого пробега. Задачи этого пробега - организация и укрепление в колхозах коллективов Автодора, агитация за заем и дорожное строительство. Полочане везли с собой „американку“, на которой печатали газету, принимали участие в у6орочных работах, проводили собрания, помогая колхозникам разбираться в политических и текущих вопросах».
Автобус АМО-4 участников автопробега в центре Минска. Фото: журнал «Чырвоная Беларусь», 1932 год
После небольшого перерыва участники автопробега направились назад в Москву: «В обратный путь выехали 3-го [августа] в 7 часов утра. Шоссе очень хорошее и до 108 километра ехали немного более двух часов. К Орше все чаще и чаще попадаются ненадежные мосты. Некоторые из них приводятся в порядок. Мы вынуждены сбавить ход. На 12 километре не доезжая Орши остановились для сбора колонны. Орша встретила нас исключительно организованно, сперва появились велосипедисты, затем автомобили с представителями местных организаций. Мы въехали в город под звуки оркестра. В городе было большое оживление, все жители вышли на улицу. Наши машины привлекли всеобщее внимание, очень понравился автобус».
Недостроенный мост на пути автопробега. Фото: журнал «За рулем», 1932 год
Вскоре участники автопробега снова столкнулись с трудностями связанными с состоянием белорусских дорог. Андриевский пишет об этом следующее: «В Орше заправлялись бензином и выехали в 7 ч. 30 мин. Отсюда начинался большак, построенный еще при Екатерине. По этому тракту наступал на Москву Наполеон. Сейчас эта дорога потеряла свое значение, и мы беспокоились, удастся ли проехать, и выдержат ли мосты. Вскоре после Орши - первое препятствие - брод через речку, а после брода очень крутой и продолжительный подъем.
Грузовик ЯГ-10 преодолевает брод через речку под Оршей. Фото: журнал «За рулем», 1932 год
Приключения продолжаются: «Машины прошли хорошо и мы приободрились. Но, увы… через 2−3 км началась невозможная дорога сплошь в ухабах и рытвинах, заполненных водой. То и дело застревали стандартные машины. Особенно трудно было автобусу с удлиненным шасси. Мы ежеминутно соскакивали с машин и под крики „давай, давай“ проталкивали их. У всех АМО-З погнулись багажники запасного колеса, цеплявшиеся за бугры при переезде канав. У автобуса оторвался задний фартук кузова. Трехоски шли хорошо, не нуждаясь в помощи, и в критические моменты служили буксиром. Несколько раз там, где даже трехоски не могли пройти, мы засыпали канавы, сравнивали бугры и делали фашины. Так мы добрались до деревеньки Казьяны (деревня в Дубровенском районе Витебской области - прим. автора)».
Деревенская дорога, 1920-е годы. Фото: visualhistory.livejournal.com
Участники автопробега заглянули в городок на самой границе БССР и ужаснулись: «После этой остановки дорога не улучшилась, и мы к 5 часам измученные добрались до города Ляды (теперь агрогородок Витебской области - прим. автора). Ляды - историческое место: здесь потерпел очередное поражение отступающий Наполеон. Улицы города оказались непроезжим болотом. Командор поехал искать объезд. Пока ожидали возвращения командора, местные жители вместе с нами сочувственно возмущались состоянием „городских дорог“, но вероятно после нашего отъезда, как и до этого, ничего не сделали. Вот куда надо заглянуть Автодору».
Улицы города Ляды. Фото: журнал «За рулем», 1932 год
Уже на выезде из Советской Беларуси автопробег столкнулся с очередной сложностью: «Через 2 км после г. Ляды выяснилось, что впереди недостроенный мост, и мы не проедем. Оставалось одно - достроить мост. Переночевав в поле, принялись за работу. Сделали раскосы, уложили на переводы в два ряда доски и благополучно перевели все машины. На это потеряли около 3 часов. В 10 часов двинулись на Красное (посёлок в Смоленской области России - прим. автора). Дорога несколько улучшилась, но остались мосты в полусгнившем состоянии, часть из них мы обрушили.
Преодоление брода на легковом автомобиле. Фото: журнал «За рулем», 1929 год
Дальнейший путь до Москвы по Советской России автопробег преодолел за три дня. Участников экспедиции торжественно встречали в подмосковном Кунцево представители Автодора, ВАТО (Всесоюзное объединение автотракторной промышленности), коллектив завода им. Сталина и лично его директор И.А. Лихачев (после развенчания культа личности московский автозавод переименуют в его честь - Завод имени Лихачева, сокращенно ЗИЛ). По словам Андриевского автопробег удался, советские машины показали себя хорошо, крупных поломок техники во время маршрута не было. Основные нарекания вызвало состояние дорог и переправ через реки. «Советские заводы конструкторы и водители еще раз выдержали экзамен. Пробег дал ценный материал и технический опыт. В заключение остается пожелать, чтобы строительство дорог и мостов не отставало от темпов нашего автостроения. Одновременно нужно форсировать организацию авторемонтных станций и установку бензиновых колонок, еще отсутствующих не только на шоссе, но и в большинстве городов нашего Союза» - резюмировал Андриевский.
Источники:
текст - М. Андриевский «Советские машины, конструкторы и водители выдержали экзамен», журнал «За рулем», № 17−18, 1932;
иллюстрации - журнал «За рулем», журнал «Чырвоная Беларусь», nami.ru, autowp.ru, scaleforum.ru, visualhistory.livejournal.com.
Читать полностью:
https://auto.tut.by/news/road/501510.html Читать полностью:
https://auto.tut.by/news/road/501510.html