Оригинал взят у
ledy_lisichka в
СУДЬБА "ГРАФА" СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ ДМИТРИЯ БЫСТРОЛЕТОВА Михаил Любимов, бывший полковник КГБ, автор ряда работ по истории спецслужб СССР, на шутливый вопрос журналиста: “Кто лучший шпион всех времен и народов?” ответил: “В 20-40-х годах советская разведка была лучшей в мире. Там работали люди, одержимые идеей построения коммунизма. С моей точки зрения, самый потрясающий наш разведчик - это Дмитрий Быстролетов, его жизнь похожа на авантюрный роман, в котором чего-чего, а приключений хватало. Он работал в 20-30-х годах, о нем было сравнительно мало известно. Но сделал он много, очень много. У нас же классные разведчики заканчивали тюрьмой не за границей, а на родине, которой служили”.
В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ
Дмитрий Александрович родился 4 января 1901 года в Крыму, в поселке Ачкор под Севастополем. Он был внебрачным сыном графа Александра Николаевича Толстого - брата писателя Алексея Толстого. Сам Дмитрий был возведен в графское достоинство 2 ноября 1917 года, но через 5 дней Октябрьская революция отменила все титулы. Мать, Клавдия Дмитриевна Быстролетова, была дочерью священника Кубанского казачьего войска, работала учительницей в сельской школе.
Как бы там ни было, но ни предполагаемый отец, ни мать будущего разведчика Быстролетова Клавдия Дмитриевна, потомственная казачка, а также феминистка и суфражистка, воспитанием мальчика не занимались. Тот рос в чужой для него, хотя и приветливой, достаточно обеспеченной семье в Петербурге. С 1904 по 1914 год - десять лет - Дмитрий жил в Санкт-Петербурге у друзей отца, в семье графини де Корваль, где получил блестящее домашнее образование и воспитание. В 1915-1917 гг. обучался в Севастополе в Морском кадетском корпусе. Успел еще поучаствовать в Первой мировой войне. В составе 2-го флотского экипажа принимал участие в десантных операциях на Турецком театре военных действий. В 1916 году Дмитрий приезжает в Анапу, где жила его мать, и поступает одновременно в выпускные классы гимназии и мореходного училища. По окончании их был зачислен вольноопределяющимся Морских сил Добровольческой армии генерала Деникина. В 1919 году дезертировал и бежал в Турцию. В 1922 году поступил на медицинский факультет университета Яна Амоса Коменского в Братиславе, однако вскоре перевелся на юридический факультет Пражского университета.
Дмитрий Быстролетов, находясь за рубежом, все время жил надеждой вернуться на Родину, в Россию. И в 1923 году было удовлетворено его ходатайство о предоставлении советского гражданства. А пока жил и учился в Чехословакии. Здесь он стал одним из инициаторов создания Союза студентов-граждан СССР.
ИДЕАЛЬНЫЙ КАНДИДАТ
В апреле 1925 года Дмитрий приезжает в Москву на Первый Всесоюзный съезд пролетарского студенчества. Его принимают как почетного гостя. Здесь происходит событие, определившее дальнейшую судьбу Дмитрия Александровича: он встречается с начальником КРО ОГПУ А.Артузовым и помощником начальника ИНО (иностранного отдела) ОГПУ М. Горбом, которые предложили ему работать на советскую разведку. Быстролетов, не будучи коммунистом и имея свои особые взгляды на многие аспекты внутренней и внешней политики руководства СССР, стал сотрудником советской внешней разведки.
Вернувшись в Прагу, Дмитрий Александрович был принят на работу в советское торгпредство, где прошел путь от регистратора до заведующего информационным отделом. Работа в торгпредстве стала легальным прикрытием для его основной деятельности на ниве разведки. В период работы в Праге Быстролетов провел несколько ценных вербовок.
Одной из первых успешных операций Быстролетова на новом поприще стала разработка истопника германского посольства по имени Курт. По имевшимся в резидентуре сведениям, помимо своих прямых обязанностей он занимался и сожжением секретных документов.
Дмитрий начал похаживать в пивную, где Курт проводил все свободные вечера. Изображая прибалтийского немца, разведчик свел знакомство с истопником и вскоре стал его закадычным приятелем. В ходе одной из застольных бесед Курт посетовал на тупость посольских чиновников. «Они требуют, чтобы я включал полную тягу! Не хотят понять, ослы, что если пламя форсунки пойдет поверху, то нижние слои их чертовых документов уцелеют!»
«Вот и чудесно! - шепнул собеседнику Дмитрий. - Я знаю надежных людей, готовых заплатить хорошие деньги за бумаги, спасенные из огня! Ты неплохо заработаешь, дружище, клянусь!» Уже на следующую встречу Курт принес кипу документов, у которых лишь слегка обгорели края...
нижний слой документов остается нетронутым.
ВЕНГЕРСКИЙ ГРАФ,
АНГЛИЙСКИЙ ЛОРД
И АМЕРИКАНСКИЙ ГАНГСТЕР
В феврале 1930 года Быстролетову было поручено возглавить спецгруппу разведчиков, перед которыми стояла задача технической и экономической разведки и вербовка агентуры. В состав группы входила жена Быстролетова чешка Иоланта, которой часто приходилось выполнять ответственные задания.
В качестве нелегала “Андрею” пришлось при выполнении различных заданий побывать в США, Италии, Австрии, Испании, Греции, Англии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Австрии, Голландии под прикрытиями голландского художника Ганса Геллени и венгерского графа Перельи де Каральгаза, американского гангстера Джо Перрели, бразильского бизнесмена, английского лорда.
Дмитрий Быстролетов был мастером перевоплощения. Чаще всего в ход шел венгерский граф. Именно эту маску Дмитрий использовал для обольщения немки, фанатичной поклонницы Гитлера. Дело в том, что она в службе безопасности рейха ведала архивом агентурных данных об СССР. Советская разведка ею очень заинтересовалась. Но как к ней подобраться? Это была история в духе мелодрамы. Изображая венгерского графа, Быстролетов сумел с ней не только познакомиться, но быстро сблизиться и даже стать ее женихом. Дело шло к свадьбе. Но копии нужных документов были уже добыты. И невеста получает сообщение, что граф трагически погиб на охоте в задунайских лесах. Егерь неудачно выстрелил, медведь остался жив, а заряд попал в графа. Несчастная невеста одела траур. Однако этой парочке суждено было еще раз столкнуться в дверях берлинского кафе. Несостоявшаяся невеста упала в обморок, а Быстролетов воспользовался суматохой и быстро исчез.
Дмитрий Быстролетов сумел завербовать сотрудника британского Форин оффис “Арно” - шифроващика Эрнеста Х.Оулдэма, от которого были получены английские шифры и коды, еженедельные сборники шифротелеграмм МИД, другие секретные документы. Вообще получение дипломатических шифров европейских стран стало его специализацией. В период с 1930 по 1936 год Быстролетов получил германские шифры и установил контакт с сотрудником военной разведки Франции. От него были получены австрийские, итальянские и турецкие шифровальные материалы, а также секретные документы спецслужб гитлеровской Германии. “Андрею” приходилось выполнять операции и совсем иного рода. Однажды потребовалось провезти образец пулемета новейшей конструкции из Рима в Берлин. Андрей преобразился в парализованного английского лорда, а его жена - в монахиню-сиделку. Монахиня, которая истово читала молитвы, и лорд, застывший вроде мумии, не вызвали у таможенников никаких подозрений. Опасный багаж благополучно пересек границу...
Одновременно с работой в разведке в 1931-1935 гг. Быстролетов учился на медицинском факультете Цюрихского университета и получил диплом доктора медицины по специальности “Акушерство и гинекология”. Тогда же, как практикующий врач одной из швейцарских частных клиник, сделал научное открытие о регулировании пола будущего младенца при планировании семьи.
В Берлине и Париже он также обучался в Академии художеств и брал уроки у художников-графиков.
«ЗДЕСЬ МОЯ РОДИНА»
Приказом по ОГПУ от 17 сентября 1932 года Быстролетов был награжден почетным боевым оружием с надписью “За беспощадную борьбу с контрреволюцией” от коллегии ОГПУ. Накануне нового, 1937 года разведчик написал в Центр письмо, где жаловался на психологическую усталость и просил хотя бы о краткосрочном отдыхе. Через два месяца его с женой отозвали в Москву. Несколько месяцев он работал в аппарате внешней разведки, начав готовиться к очередной командировке, целью которой было его внедрение в генштаб рейхсвера.
Между тем в органах госбезопасности, как и по всей стране, свирепствовала «большая чистка». Из центрального аппарата исчезали знакомые лица, арестам подвергались нелегалы, в том числе лично известные Быстролетову резиденты, которых вызывали «для отчета» из-за рубежа...
25 февраля 1938 года он был неожиданно уволен из НКВД и переведен во Всесоюзную торговую палату на должность заведующего Бюро переводов. В ночь с 17 на 18 сентября 1938 года Быстролетов был арестован по обвинению в шпионаже и в связях с расстрелянными к тому времени Н.Самсоновым (был резидентом советской разведки в Берлине) и Теодором Малли, а также перебежчиком И.Рейсом.
Допрашивавший его следователь Соловьев недоумевал:
За границей ты распоряжался трехмиллионным валютным счетом? А иностранный паспорт тоже имел?
Несколько паспортов, и все настоящие.
Так какого черта ты вернулся сюда?!
-Здесь моя Родина...- был его ответ
Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Дмитрия Быстролетова к 20 годам заключения в лагере общего режима. Его жена и одновременно сотрудница по разведработе покончила с собой после ареста мужа.
МОГ ГУЛЯТЬ ПО ПАРИЖУ,
НО ПРЕДПОЧЕЛ ТЮРЬМУ
В 1947-м Быстролетова вдруг срочно доставили в Москву, в кабинет тогдашнего министра МГБ Абакумова. «Хватит отдыхать! - Пора приниматься за серьезную работу!» - и пояснил, что ввиду чрезвычайно важного задания Быстролетов будет амнистирован. К изумлению Абакумова, осужденный от амнистии отказался, потребовав пересмотра дела и полной реабилитации. Министр был взбешен: «Этот человек уже через неделю мог гулять по Парижу, но предпочел тюрьму!».
После беседы с Абакумовым Быстролетова отправили в спецтюрьму “Суханово”, где он три года содержался в одиночной камере, в итоге тяжело заболел. После лечения в тюремной больнице был отправлен на каторжные работы в Озерлаг, затем в Камышлаг.
В 1954 году Дмитрий Александрович, наконец, вышел на свободу. В 1956 г. реабилитирован.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГЛОТ
После освобождения Дмитрий Быстролетов работал научным консультантом в НИИ медицинской и медико-технической информации министерства здравоохранения СССР. С января 1957 г. работал во Всесоюзном институте научной и технической информации переводчиком с английского, немецкого, датского, голландского, норвежского, африканерского, шведского, португальского, испанского, румынского, французского, итальянского, сербохорватского, чешского, словацкого, болгарского и польского языков в области биологии и географии. С ноября 1958 г. Дмитрий Александрович - языковый и литературный редактор реферативного журнала Академии медицинских наук СССР, а затем НИИ медицинской и медико-технической информации министерства здравоохранения СССР.
Когда Быстролетов после 16 лет заключения вышел на свободу, он жил в Москве в крохотной комнатке старой коммуналки. “Она напоминала, - рассказывал Дмитрий Александрович, - то ли каюту 3-го класса, то ли камеру дореволюционного образца”. Повернуться там было негде - стол, стул, кровать.
РУКОПИСЬ ДЛЯ СПЕЦХРАНА
Была у Быстролетова еще одна страсть: литературное творчество, которому он отдавал все свободные часы. Замысел романа «о жестоком, трудном и великолепном времени» возник у него еще в 1939 году, в заполярном Норильске. Здесь он и начал свой многолетний труд, подвергаясь немалому риску, находя замену недоступным ему письменным принадлежностям...
К 1966 году он подготовил 16 книг - около 5 тысяч машинописных страниц, переплетя их в разноцветный ледерин, под общим названием «Пир бессмертных». Характерно, что «шпионские» части романа написаны по законам конспирации: автор использует лишь вымышленные имена, шифрует место действия. Так, его первая жена стала в рукописи Иолантой. Скромная французская секретарша Элиана преобразилась в блистательную графиню Фьореллу де Империали, сотрудницу итальянского посольства, а там, где была Италия, стала Франция и т. д.
Для еще большей маскировки автор ввел в рукопись немало вымышленных эпизодов, додумал то, что по разным причинам не осуществилось. Но издать эти мемуары даже под видом беллетристики в те времена было нереально. И тогда Быстролетов в 1966 году принес свой труд в отдел рукописей Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Экспертная комиссия, ознакомившись с рукописью, единогласно решила поместить ее в спецхран.
ПОД ОПЕКОЙ АНДРОПОВА
Х/Ф «Человек в штатском» (СССР 1973) Быстролетов сыграл здесь одну из эпизодических ролей, и был соавтором сценария
В 1969 году о Быстролетове вспомнили. Когда одна из его статей, посланных в журнал “Новый мир” проходила цензуру, представитель КГБ увидел знакомую фамилию. Доложили Андропову, и он распорядился взять под опеку старого разведчика. Быстролетову дали квартиру, выделили пенсию. Журнал “Наш современник” опубликовал его приключенческую повесть.
Быстролетов - автор 16 книг и мемуаров, в которых дает свое видение обстановки в стране накануне Второй мировой войны, оценку действий в этот период руководителей советского государства и особенно Сталина. Дмитрий Быстролетов писал: “В отношении разведки Сталин допустил еще одно, совершенно особое преступление: он не воспользовался сообщаемыми ему сведениями и самоотверженная, напряженная работа и героизм наших советских разведчиков оказались ненужными. А сознание ненужности и обманутости - хуже смерти. Что смерть? Мы знали на что шли”.
В 1963 году в нескольких номерах журнала “Азия и Африка сегодня” Быстролетов опубликовал серию очерков “История путешествия - африканские путевые заметки голландского художника”. В 1973 году по его сценарию был снят художественный фильм “Человек в штатском” о работе разведки. Был членом Союза советских художников, картины художника Быстролетова демонстрировались на нескольких его персональных выставках.
Умер Дмитрий Александрович Быстролетов 3 мая 1975 года.
До сих пор многие документы об операциях, в которых участвовал Дмитрий Быстролетов, засекречены и не стали достоянием истории. Однако то, что о нем уже известно, не вызывает сомнений - это был один из выдающихся разведчиков ХХ века.
Источники
http://oppps.ru/neskuchnaya-zhizn-grafa-sovetskoj-razvedki-dmitriya-bystroletova.html http://www.russian-bazaar.com/ru/content/17254.htmОригинал взят у
ronanejo в
СУДЬБА «ГРАФА» СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ ДМИТРИЯ БЫСТРОЛЕТОВА