Oct 19, 2024 14:19
Ну и наконец, самое веселое и внезапное - во время прочтения я поняла, что Толкиен читал Стокера в детстве, и где-то у него в подсознании это отложилось:)) Для понимания контекста - «Змеиный перевал» вышел в 1890, Толкиену в это время было два года:)
Итак, что у нас есть:)
- Легенда о святом Патрике и Змеином Короле, у которого есть золотая корона, в которой "большущий камень, который вобрал в себя свет луны и свет солнца" - у Моргота тоже есть корона с Сильмариллами, в которых смешался свет Предвечных Деревьев,
- Главный герой сперва слышит только голос героини, сперва в темноте, а потом слышит, как она поет в лесу - как Берен сперва слышит только голос Лютиэн:)
- Отец героини (которую окружающие упорно сравнивают с феей) требует от главного героя найти сокровище горы, чтобы разрешить свадьбу (герой, будь не промах, немедленно отвечает, что "ваша дочь и есть самое главное сокровище, и я его уже нашел":) Но это, конечно, скорее общесказочный сюжет.
- Внезапный вуман пауэр - героиня прекрасна и трепетна, но это герой чуть не тонет в болоте, а она его вытаскивает («уцепившись за воротник крепкими руками, привычными к труду»).
- Отрицательный фермер Мердок нанимает героев долго-долго искать сокровище в болоте, а потом бросается к нему с причитаниями "мое, мое, мое сокровище", прям как Горлум (правда, не с криком «прелессть»:) Положительных героев это прям фраппирует:)
- Герой с героиней находят легендарную золотую корону Змеиного Короля (вместе, да:) - "В самом центре этой крупной пластины сиял желтый топаз - казалось, внутри него горит пламя!" Правда, пока они эту потерянную корону выносят из пещеры, она стремительно расколдовывается (и герой даже думает, что они камень потеряли).
На самом деле, конечно, я думаю, что другие вещи повлияли на Толкиена гораздо больше (и, например, легенды о Граале и традиционная католическая образность повлияли на образ Сильмариллов гораздо сильнее:) Но очень, очень интересно смотреть, на каком поле это все выросло.
А вот стокеровский финал, конечно, в 20 веке был уже невозможен (в том числе и у Толкиена), но он совершенно прекрасен в своей олдкульности: "А перед нами лежал огромный мир со всеми его удивительными возможностями, какие только мужчины и женщины в состоянии найти и использовать в самых лучших целях. Ни облако, ни тень не нарушали ясного и безмятежного солнечного света, в котором мы купались - не каждый из нас, а мы вместе, как единое целое".
Вот вам и отец-основоположник романа ужасов:))
бессвязные выкрики,
стокер