какъ понимать литературу?, вып.10 часть II

May 25, 2016 20:26

Оригинал взят у kirillovec в какъ понимать литературу?, вып.10 часть II
продолжено отсюда

Есть одинъ смысловой "ярусъ" великой комедіи нравовъ, обычно ускользающій отъ " каноническихъ " толкователей, особенно разночинныхъ; кстати И.А.Гончаровъ, авторъ статьи "Мильонъ терзанiй",  вѣдь именно таковъ - сынъ провинціяльнаго купца, умѣренный чиновный либералъ...

Этотъ ярусъ -- номенклатура. Номенклатура фамилій. Подъ угломъ сословнаго подхода,само собой; вспомнимъ сословные корни автора, дворянина допетровской "верстки", кстати происходящаго отъ польскихъ выходцевъ. [Онъ тутъ , пся кревъ, припомнитъ польскихъ выходцевъ! см. ниже. ]

Понятно, слуги, дворня, по тому времени были безфамильны. "Петрушка"," Лиза", арапка.

Начнемъ съ Молчалина. Фамилія происходящая отъ прозвища могла быть очень высокородной, старинной, князья Щербатовы.... щербатыми величали неполнозубыхъ. Тогда и неудивительно что дѣловому и не очень молчаливому Молчалину не только даютъ чинъ, но и " берутъ въ" семейство Фамусова, коли ужъ знатенъ. Намековъ на его незнатность по тексту кстати всего одинъ и неубѣдителенъ (реплика Фамусова, явно не особаго эксперта по аристократизму, нуждающагося въ чтенiи придворнаго календаря), только на затерянность (и то недалеко, Тверь!) и нужду въ карьерѣ.

"Хлёстовы" фамилія какъ разъ въ стилѣ старой знати, производная возможно отъ прозвища тоже. Вспоминаются графы Хвостовы. Тугоуховы тоже могутъ быть стародавней знатью, да.

"Скалозубъ" фамилія вполнѣ малороссійская либо казачья; устраивая однѣ казачьи войска и перемѣщая другіе, Верховная Власть Имперіи кое-кого возводила и въ наслѣдственное дворянство! Это особенно относилось къ казакамъ-Малороссамъ. Боевой сухопутный оaфицеръ изъ казачьяго рода, м.б. и недалекій собой, но состоявшійся, - логично!

"Фамусовъ" и "Репетиловъ" - фамиліи съ латинскимъ корнемъ,исходно скорѣе всѣго даны въ ...духовной семинаріи. Какъ древле были даны и "Гумилевъ", "Сперанскій", "Беневоленскій", "Фортунатовъ", допустимъ . Не удивительно, что среди столбовой знати это будутъ люди съ перехлестомъ, старающіеся соотвѣтствовать и не оплошать, но не всѣгда удачно. Также понятно, отчего Фамусовъ столь серьезно относится къ князьямъ и ихъ мнѣнію, къ капиталу ("душъ тысячи двѣ родовыхъ, вотъ и женихъ"), къ "пономарскому" чтенію слугой великосвѣтскаго календаря, къ обязанностямъ крестнаго отца у докторши (т. е. она явно не выше обычной дворянки? чинъ и титулъ ея покойнаго мужа не приводятся), да и къ памяти именно дядюшки, возможно по матери, ну да просто вельможи-выдвиженца, но не упоминаетъ толкомъ своихъ родителей. Естественно, потомокъ и родичъ худородныхъ штатскихъ выдвиженцевъ будетъ служить скорѣе "лицамъ" чѣмъ "дѣлу", и восхищаться умѣлымъ сервилизмомъ при Дворѣ; кстати "тогда не то что нынѣ " относится къ царствованію Александра I, поначалу провозгласившаго "при Мнѣ всё будетъ какъ при Бабушкѣ", но ... быстро приблизившаго къ Своему Двору не вполнѣ тѣхъ же людей, въ частности понятно массу военныхъ. И законниковъ. Включая выходцевъ изъ духовенства, Сперанскаго вспомнимъ. Да и: у Екатерины II былъ Дворъ, но только Павелъ возсоздалъ еще и Домъ, Правящій Домъ. Такъ что возродить даже только придворную манерность эпохи Екатерины II въ то время было уже возможно не вполнѣ. Репетиловъ вовсю старается показать свою вхожесть въ дворянскую фронду, въ ея "шумъ",что важно именно для разночинца. Какъ и возможность обратиться къ столбовому дворянину " братецъ".

"Горичъ" -- фамилія то ли малорусская, то ли сербская, то ли ... польская . Неопредѣленно.

И вотъ мы дошли до самаго интереснаго.

"Загорецкій": фамилія звучащая довольно по-польски, не находите? Полякъ-шулеръ это жъ извѣстный персонажъ литературы, въ томъ числѣ шулеръ-шляхтичъ. Реально, были такiе дворяне, изъ ... сильно ополяченной смоленской шляхты, былъ даже декабристъ изъ нихъ . Авторъ тутъ, можно сказать, накаркалъ.

"Чацкій" это извѣстная польская шляхетская фамилія. Родъ происходитъ изъ поселенія Чачъ Косцянского повета , извѣстенъ какъ шляхетскій съ 1545 года, обитатели воеводства Познанскаго , часть владѣній на Волыни , герба "Свинка" (иронія Грибоѣдова, надо полагать!) Извѣстные представители: по большей части дѣятели польской администраціи въ волынскихъ земляхъ, нѣсколько церковниковъ, политиканъ и просвѣтитель Тадеушъ Чацкій (1765-1813) кажется изобрѣлъ ОРДУ укровъ (опять иронія Грибоѣдова, надо полагать!)
Надменность, въ основномъ безъ риска для жизни, резонерство почти безъ правъ на оное, политичное суетливое метаніе почти постоянное (въ случаѣ Чацкаго въ пiесѣ даже связь и разрывъ съ царскими министрами, возможно для тогдашняго шляхтича очень), остроуміе съ перехлестами, непроизводительность (можете вспомнить крупные польскіе бренды? много? а самъ Чацкiй по сюжету производителенъ ? да тоже не особо... ), неспособность къ крупному дѣлу (особенно если внѣ авантюры), -- какъ это по-польски! Отрыжку феномена мы видимъ въ лицѣ щиро "украинствующихъ" и "белорусствующихъ" интеллигентовъ ! Вспомнимъ мемы XIX вѣка " полякъ надутый" и "полякъ безмозглый". (Отказываетъ же великій А.С.Пушкинъ Чацкому-персонажу въ умѣ!) Вотъ и тутъ: ничего удивительнаго, что оскандаленный "резонеръ" подъ занавѣсъ проваливается въ пустоту. Пшекъ и пшикъ. Дорога въ любой приличный дворянскій салонъ Россіи персонажу въ данномъ случаѣ надолго закрыта.

Кстати а могло ли то общество поступить иначе ? Отнюдь ! Вывести скандалиста за феодальныя свои загородки скобки оно было должно. А дальше неоднозначно, передъ нами всё-таки комедія. Выдворять съ полиціей по тому времени было не принято , это ужъ точно. Хотя полиція и могла бы появиться позже. Обвиненія въ безуміи... спасаютъ Чацкого (и вообще дѣлаютъ "Горе отъ ума" не драмой и не черной комедіей), человѣкъ наговорилъ же, -- оскорбляя много чьихъ родственниковъ, -- на нѣсколько дуэльныхъ вызововъ; "злые языки страшнѣе пистолета".

Итакъ, мораль: у старой московской знати въ лицѣ автора усматриваемъ явную иронію по поводу знати сравнительно новой, дополненной выходцами изъ казаковъ, семинаристовъ и поляковъ. Но татарскихъ, нѣмецкихъ, -- или скажемъ греческихъ, либо шведскихъ (архи-актуально по тому времени!!!), -- фамилій въ пiесѣ нѣтъ. Впрочемъ, а зачѣмъ усложнять? И безъ того выходитъ интересно! Представители московскаго феодализма (притомъ всё больше старознатные по фамиліямъ своимъ) проявляютъ правильное классово-сословно-политическое чутьё, видя обличителя-Чацкаго вольтерьянцемъ, карбонаріемъ и масономъ. То есть эти феномены "вольнодумства" "выносятся" за скобки старинной знати, она въ нихъ не виновна, она скорѣе ихъ жертва, показываетъ авторъ. Опять же и польскую угрозу показываетъ.

Насколько должна была увидѣть эту фамильно-сословно-племенную компоненту тогдашняя читающая и смотрящая пiесы публика? Обязана. Она во многомъ состояла именно изъ дворянства и приближенныхъ къ оному лицъ, даже купцы и священники были въ ней изключеніемъ. Да и: говорящія фамиліи это чуть не законъ драматургическихъ жанровъ того времени. Комедіи вообще и поздняго моралитэ въ частности.

Русскій разночинецъ, по себѣ и своимъ близкимъ сужу, почти всё въ этой жизни принимаетъ на свой счетъ. И горюетъ. Это обратная сторона нашей достоевской всемірной отзывчивости. Съ "Горемъ" , въ его обличительной части, этого дѣлать не стоитъ.

Не тужи сильно, разночинецъ!

Вся подборка какъ понимать литературу у меня тутъ

.
Previous post Next post
Up