Кто-то посчитает авиационный нейминг скучным - слишком серьёзная сфера, чтобы продемонстрировать полёт фантазии. И вот вам "крылатое" заблуждение. Да, нейминг - творческий процесс, а названию совершенно необязательно быть креативным. У хорошего нейма другая задача - помочь компании набрать свою высоту и, по возможности, с реактивной скоростью.
Авиационный нейминг предсказуем и в какой-то мере даже регламентирован. И это не только следствие консерватизма, который присущ государственным структурам, но и специфика авиации, главная тема которой - безопасность. Что и понятно. В данном случае консервативность названий работает во благо: любая сумасбродность будет ассоциироваться с риском и экстремальностью. А людям и без того страшно.
Так, большая доля названий несёт в себе географические рефрен (Northwest, Atlantic, European, British, American, World, Continental, etc.), который нужно расценивать как атрибут государственности. А значит, гарантии, надёжности, безопасности. Сравните: Austrian Airlines vs. Austrojet - обе авиалинии австрийские, но в первой - размах и солидность, во второй - местечковость.
Конечно, на всех названий "страна + Airlines" не хватит - это привилегия национальных авиалиний, поэтому интересно проследить, как подходят к разработке названий другие авиаперевозчики.
Все оттенки небесного
XXX Air
Air Finland, Feel Air, Contct Air, Air Via, Navair, Airlink, Airest, Olympic Air, etc.
XXX Fly
Hi Fly, Flybe, Fly Me, Bremenfly, Firefly, etc.
XXX Jet
Wind Jet, Easy Jet, Jet Time, Twin Jet, Can Jet, etc.
XXX Blue
Blue Bird, Blue Panorama, Blue1, Atlas Blue, etc.
XXX Sky
Skylink, Sky wings, Skyways, OpenSkies, Skybridge, etc.
XXX Wings
Pacific Wings, Danube Wings, Blue Wings, etc.
Названия построены на ассоциациях первого уровня - небо, крылья, реактивный двигатель, воздух и вся палитра синего. Подняться на ассоциативный уровень выше, как уже говорилось, рискованно. Однако и в нейминге есть фигуры высшего пилотажа. Страшно? "К чёрту всё! Берись и делай!" Так, на безоблачной картине привычных названий появляется аутсайдер Virgin Atalanic, который не только нарушил абсолютный монополизм "селезня" British Air, но и стал первой ласточкой авиабрендинга.
Разбор полётов
В определённый момент своего развития авиация меняет ореол сверхъестественности на более приземлённый. Рождённый ползать научился летать и перестал относиться к полётам, как к событию жизни. Если в 60-70-е годы летать на самолёте считалось роскошью, то сейчас, по словам Кёртис (CEO JetBlue): "Самолёт - больше не роскошь, которую мы могли себе позволить раз в году. Свадьбы, юбилеи, похороны - всё перешло на бытовой уровень".
Технологический прогресс и совокупная частота полётов убаюкали наш инстинкт самосохранения: если в первый раз было очень страшно, то в пятый - мы уже недовольно бурчим что-то в ответ, когда стюардесса настойчиво просит пристегнуть ремни. Теперь первоочередным становится вопрос не долететь живым, а долететь с комфортом.
В нейминг приходит эмоциональная составляющая, которая может отражать как уровень сервиса (хорошо прослеживается на примере азиатских авиалиний - Joy Air, Lucky Air, Happy Air, Silkair), ценовую доступность (Jet4you, Bmibaby, W!zz), преимущества интернет-бронирования (Clickair), так и дружелюбный характер компании как таковой (Jazz Air, Go!, Baboo, Song, Viva Macau).
Конечно, экономический кризис и авиакатастрофы (события 11 сентября, падение российских самолётов) мгновенно делают откат сознания людей на базовые позиции. Пирамида Маслоу работает и на земле, и на небе.
Хочется особо отметить названия, в которых виртуозно сочетаются и вишенка с верхушки, и сухой нижний корж "тортика Маслоу". Такие компании прекрасно ощущают себя как во времена перемен, так и в период производственного бума. Buddha Air (Непал), Dragonair (Китай) - легендированные названия, которые очень тесно переплетаются с культурными корнями нации. Helvetic Airways (Швейцария) - используется ‘helvetic’ в своём малоизвестном значении прилагательного "швейцарский". SilkAir (Сингапур) - название, разработанное агентством Landor, - где "Шёлковый путь" отлично трансформирован в характеристику сервиса и комфорта. Кстати, тот же Virgin полностью звучит как Virgin Atlantic - географическая составляющая стабилизирует вау-эффект провокационного.
по материалам
http://www.adme.ru/