sasami@ganbaranai

Feb 03, 2013 04:11

С приходом Шафта в аниме случилась ползучая пост-постмодернистская революция. Этакий Пелевин, играющий словами и смыслами.

Итогом стало некоторое затемнение гайнаксовского понимания постмодерна (Karekano/Furikuri/Recute/TTGL) и замена его на шафтовское понимание.

Сказать честно, я гайнаксовский больше люблю. В нём больше непосредственности и красоты. Эротичность (если таковая появляется) у гайнакса настоящая, а у Шафта - рафинировано-академическая. Комедийность у гайнакса проходит на бравурной ноте, заканчивающейся иногда минорным вздохом (единственного здорового в этой психушке), а у Шафта - в тишине, когда произнесённая шутка заворачивается в формат и отправляется на аппробацию зрителю. При этом у гайнакса есть прямой выход на настоящие чувства, которые мгновенно нивелируют любое постмодернистское окружение (или, наоборот, усиливают?), а у Шафта этого нет. У них человеческие эмоции ровно так же фасуются и отправляются на аппробацию. Без какого либо слияния с зрителем.

Одной из форм пост-модерна является разрушение четвёртой стены (отделяющей зрителя от сцены), так вот, у шафта - эта стена двухслойная с армированием. Никогда не пробиваемая и никогда не вызывающая сопереживания. [никогда не говори никогда, ибо Мадока...]. Но всё-таки, в большинстве случаев - академическая рафинированность.

Кстати, придумал её не шафт. Впервые я её вспоминаю в Boukyaku no Senritsu, где впервые я увидел порционное ролевое этти (тогда меня это невероятно восхитило - ибо тогда ещё не было сцены чистки зубов из нисемоногатари), там же была порционная ролевая скорбь и трагедия (но там не выдерживали шафтовской строгости формата).

Впрочем, в сабжу.

Оно всё вызывает смешанное ощущение, когда одновременно хочется бросить смотреть, сохраняется интерес к происходящему и проходит третьим планом общее восхищение композицией и отдельными сценами.

Это "шафтовское аниме". Которое совсем никак не соотносится с аниме 90ых и первой половины 2000ых, которое принесло новые цвета, новый стиль и новый формат...

Пожалуй, надо сказать, что вот эта кристально чистая, нейтральная артикуляция, выводящая происходящее не просто "внутрь сцены" (в противоположность к "вынос происходящего со сцены к зрителю"), но упаковывающая сцену в двойную, тройную оболочку, вышла за пределы только Шафта. Да-да, я про jinrui. Который не шафт (и совсем не соответствует визуальному стилю Шафта), но которое переняло у оного шафта стилистическую форму абстрактного мультимедийного монолога.

Основное, что теряется в шафтовском стиле - задорность. Множество харкдорных отаку-комедий было задорными...

С другой стороны, можно ли требовать genki от сериала с ganbaranai в названии?

anime, ongoing, история аниме

Previous post Next post
Up