uta kata

Jun 21, 2012 04:48

abstract: смотреть не стоит.

По сути: слегка недомахосёдзе с грустными мордами лиц, старательно тянущим катарсис к трагичности, но заканчивающийся Happy NY добрым финалом.

Что интересного наковырялось:

Во-первых, героиня (и вялый прияоенный герой второго плана) с самого начала начали изображать из себя Синдзика расцвета эпохи "оставьте меня в покое и обращайте на меня побольше внимания". В отличие от уникальной способности оного к тонкому страданию и многогранному самолюбованию в самоуничижении, тут люди сильно простые, и страдания у них тоже, такие, ээ... неогранённые. Ну как если бы продавщица с рынка с зычным голосом, начитавшись Гессе, вдруг ударилась в рефлексии по поводу бремени сиюминутного, тяготящего вечное в творениях великих мастеров.

Так вот, с самого начала плоские и немногогранные герои ударились в трагичные страдания по статусу.

Ровно такое же "не по статусу" наблюдалось и в inbou, которое разводили вокруг этого страдания. Его тянули ровно до последней серии, по чуть-чуть скармливая спойлеры.

Сел я его смотреть по кросс-ссылке с Мадоки. Ну, параллели совершенно очевидные, но уровень реализации просто невозможно несравнимый. Ну всё равно, как если бы из Евы была ссылка на какой-нибудь Chou Ginga Tetsu Senshi 5, с героями начала 70ых, сражающихся с ангелами, напавшими на планету.

Однако, кое-что можно всё-таки сказать относительно Мадоки. Те, кто говорил про "деконструкцию жанра" совершенно неправы. Жанр трагичного (махо)сёдзе вполне себе старинный, и начинается с MKR (вроде бы? Были до него какие-то работы в этом стиле?). Потом была Утёна (особенно movie), и Uta Kata вполне дополняет сей список, так что Madoka - всего-навсего вершина жанра и лучший его представитель. Вот чем оно отличается от "жанра", так это рационализационной составляющей. Большая часть трагичных сёдзе совершенно не волнует насколько достоверна мотивация суперсил. То есть продумать тонкую мотивацию конкретной обидки или причины героического со слезами на глазах - всегда пожалуйста. А вот чтобы объяснить, "на кой ляд всё это закрутили" - тут возникают фундаментальные проблемы. Madoka - единственная история, в которой "глубокая экзистенциальная трагичность" вполне себе рационализируется, чуть-чуть не дотягивая до добротного SF (видимо на этом месте большая часть фанатов жанра и встала на дыбы, мол, как можно с вашими плебейскими проблемами энергонезависимости в наши возвышенные кармические нерешаемые проблемы этики и морали?).

PS В какой-то момент ихнее предкатарсисное настроение вполне достигло терпимого уровня и я даже начал думать, что оно может быть хорошо. Главной же их проблемой явилась именно слабость в артикуляции тонких граней отвращения к себе.

pmmm, madoka, anime, история аниме

Previous post Next post
Up