May 21, 2012 23:40
«Перевертыши», США, 2004, режиссер - Тодд Солондз
Какое совпадение. Министр культуры Италии, противник однополых браков и абортов, синьер Бутильоне, в Риге! На встрече с деятелями латвийской культуры этот «глубоко культурный и образованный» человек говорит о необходимости создания такого европейского кинематографа, чтобы он мог противостоять экспансии американского кино. А в это самое время и в этой самой «Риге» я подвергаюсь именно той самой экспансии, к борьбе с которой призывает г-ин Бутильоне! И не просто подвергаюсь экспансии, а отдаюсь ей, и отдаюсь с наслаждением.
Нет, если бы в Латвии или в России производились фильмы подобные «Перевертышам» Тодда Солондза, то я бы и не посмотрел в сторону «проклятого янки». Но все хорошо в меру и патриотизм не исключение из этого правила. Ведь в своей ленте Солондза поднимает очень важную проблему. Самую важную и, в сущности, единственную проблему во взаимоотношениях детей и взрослых, - проблему любви.
Не будучи специалистом, я все же рискну дать картине очень высокую оценку. Сценарий, режиссура, операторская работа, игра актеров, в особенности детей, - все очень высокой пробы. Двенадцать связанных между собою новелл составляют картину, которая не может оставить равнодушным.
Главная мысль проста. Дети хотят любви, дети ждут любви, дети любви требуют. Дети хотят, чтобы взрослые были педофилами. Без педофилии (в смысле любви к детям со стороны взрослых) дети никогда сами взрослыми не станут. Они так и останутся детьми с риском стать типичными педофилами в криминально-медицинском значении этого слова. И это еще не самое худшее, потому что (можете обвинять меня в чем угодно) в старой шутке про педофила и педагога1 так много правды, что я уж не знаю, остается ли в ней место для шутки.
Тодд Солондз говорит об этом с большим тактом и довольно внятно. Хотя, кто-то может быть шокирован сценами педофилии или запутаться в превращении и взаимозамещении имен и персонажей. У разных девочек одна и та же комната в родительском доме, одна и та же мама, один и тот же мальчик, решающий с их помощью свои сексуальные проблемы, один и тот же врач, специализирующийся на абортах.
Тодд Солондз поднимает и эту тему. Тему подростковых абортов. Она, как бы является продолжением темы любви, а точнее ее отсутствия. Поверьте, дети занимаются любовью друг с другом и со взрослыми (очень часто без принуждения) потому, что им не хватает любви. Любви родительской.
Одна из героинь этой картины, 12 летняя девочка, хочет оставить ребенка (новеллы «Генрих» и «Генриетта»). Наедине с собой она качает куклу как маленького и кормит его из бутылочки с соской. Она и сама бы снова стала маленькой. Вернулась бы в то время, кода ее кормили из соски, если бы это было возможно. А раз невозможно, то остается родить самой или превратиться в бесчувственную куклу, каких очень часто и представляют собой недолюбленные подростки.
Девочка хочет оставить ребенка, но мама всеми правдами и не правдами уговаривает ее сделать аборт. «Подумай о своем будущем, ты сделаешь лучше себе и нам», - убеждает она дочь. «Сделай это для меня», - умоляет она и в конце концов побеждает. Кого же любила эта женщина? Своего ребенка или себя?
Между прочим, она рассказала дочери, как сама забеременела, как они с папой сначала обрадовались, придумали имя будущему ребенку (его решили назвать Генрихом), и, как по зрелому размышлению (кредиты, папа без работы, «мои картины не продавались») решили от него избавиться, и какой свободной почувствовала она себя, выйдя из клиники, и, как она никогда не пожалела о принятом решении. Так кого же любила эта женщина?
По окончании операции родителям сообщили, что (как это часто бывает у молодых мам) произошел разрыв матки и пришлось «принять экстренные меры». «У меня никогда не будет внуков», - вырвался из груди матери стон отчаяния (теперь вы поняли, кого любила и о ком думала эта женщина?). Но перед дочерью они крепились. А та только спросила, кто это был, мальчик или девочка, и, узнав, что девочка, тихим слабым голосом произнесла: «Генриетта».
Родители слишком часто недостойны своих детей, для которых они будто бы живут и якобы жертвуют собой ежедневно. Именно родители, именно мы с вами, делаем своих детей отмороженными, а потом шарахаемся от них и от им подобных в недоумении: и кто только их воспитывал?!
Там, где детей по настоящему любят, там начинают говорить немые и танцевать безногие, как в доме у Солнечной мамы (новелла «Солнечная мама»). Эта добрая женщина, не имея своих детей (может быть тоже результат чьего-то отзывчивого хирургического вмешательства), вместе с мужем приютила у себя дюжину детей-инвалидов. Не с показной, как у иных «поборников» христианских ценностей, а с действенной любовью, она сделала заботу о них смыслом своей жизни.
Вы скажете, что это кино. Да, кино и в этом кино дети Солнечной мамы поют песню, припев которой мне запомнился: «Мы должны бороться за детей! Что бы делал Иисус на нашем месте? Мы должны бороться за детей! Потому что Иисус борется за нас».
Понимаете?! Мы должны бороться за детей, а не с детьми, как это происходит у нас с вами. Борьбе с детьми я отдал большую часть своей жизни. Сначала я боролся с братом, потом со своими учениками. Меня так учили в школе, где с нами боролись учителя. Но однажды я сказал себе: «Баста! Хватит с меня педагогики, буду педофилом». Стал им и, знаете, не жалею.
15-16.09.2005
1 Вопрос: «Чем педофил отличается от педагога?». Ответ: «Педофил на самом деле любит детей».
психология,
Вера,
искусство