95 лет исполнилось бы журналу, о котором говорили, что у него - повадки настоящего крокодила. И очередной выпуск рубрики
#комментарийобщественникаМалькевича о том, кому посвящались эти строки: «Смел, агрессивен по отношению к своим врагам, стремителен в броске, не жаловался на плохой аппетит». На текстах (и карикатурах!) популярнейшего российского и советского сатирического журнала «Крокодил» выросло несколько поколений. Я сам, буквально проглатывавший каждый его номер в свои школьные годы, - не исключение.
С грустью приходится констатировать, что издание, тираж которого в лучшие годы переваливал за шесть млн экземпляров, не дожило не то что до своего 100-летнего юбилея, но и даже до этой даты, о которой речь идет сейчас. Грустно, потому что сатира - это жанр, в котором должен себя попробовать хотя бы раз, на мой взгляд, каждый журналист.
Фельетон - искусство, требующее настоящего Мастерства, навыков работы со словом, грамотности (в том числе и политической) и остроумия. Когда и кому это мешало в профессии?!..
С исчезновением «Крокодила», по сути, произошла девальвация такого жанра, как карикатура. Да, конечно, интернет позволяет процветать сатирикам новой волны, есть такие мастера, как Елкин, но большинство художников-карикатуристов, "живущих" в интернете, все-таки часто сваливаются в пошлость, а в СМИ им приходилось держать себя в рамках.
Замечу, это не всегда плохо, потому что мы знаем, как в советское цензурное время многие журналисты, поэты, писатели виртуозно владели эзоповым языком, и запреты тогда способствовали развитию художественного слова, метафоричности и умению иносказательно и доступно рассказать о проблеме.
К сожалению, получается, что в наши демократические времена новейшей российской истории «Крокодилу» стало сложно жить. Символично, что вместе с журналом «Крокодил» ушел в небытие и телевизионный сатирический журнал «Фитиль», который также пытались наполнить новым содержанием в нулевые годы, однако попытка эта не увенчалась успехом.
На мой взгляд, еще не поздно вернуться как к «Крокодилу», так и к «Фитилю». Этот легендарный тележурнал был хорош, и, я считаю, сейчас вполне можно было бы показывать его короткие зарисовки в наших кинотеатрах перед фильмами - как это было и раньше, в советские времена.
Удивительно, что сейчас, в наше время массовой культуры и клипового сознания, когда как раз большинство потребителей отлично воспринимают картинки и короткие подписи к ним, журнал «Крокодил» перестал существовать. Он прекрасно мог бы вписаться в эту концепцию.
Был великолепный сатирический журнал с яркими карикатурами и карикатуристами, фельетонами, был и «Фитиль». Что осталось?
Сатиры сегодня нет. Однако потребность в ней есть. Есть явления в жизни, которые можно и нужно высмеивать, над которыми можно и нужно шутить. Так почему бы не адаптировать к реалиям сегодняшнего дня сатиру, сатирические издания с учетом современных тенденций?!
Можно было бы сделать «Крокодил» электронным изданием. Изыскать средства в качестве гранта для «Фитиля» и продолжить его выход, «подвязав» к этому кинотеатры и интернет. На этой почве мог бы даже зародиться целый «сатирический» медиахолдинг.
Жалко, что хорошие бренды «накрылись медным тазом». Однако еще не поздно всем нам включиться в это, заставить и Федеральное агентство по печати, и Союз журналистов России поискать формы возрождения качественного сатирического СМИ в нашей стране. Нельзя терять проверенные временем бренды. Тем более, что есть и обратные примеры - тот же «Ералаш», который смог остаться на плаву.
Значит, нужно просто продолжать борьбу. За читателя. За зрителя. За людей, которым нужно Слово. За тех, кто любит и хочет думать.
PS: После публикации в блоге
в Фейсбук прилетел отклик, точнее, другой взгляд на положение дел у современной сатиры. Решил поделиться, ибо обилие мнений - ключ к разгадке. Жить или забыть
"...Мне кажется, что сейчас лучшая сатира и карикатура - это реализм. Нет ничего смешнее и опаснее, чем говорить все как есть прямым текстом. Тут не до метафор. Все настолько искривилось, стало настолько метафоричным и недоговоренным, что это воспринимается как сатира. Если не рвет, не становится плохо от просмотра телевизора, можно его смотреть со слезами на глазах, а как на это еще и карикатуры рисовать, мне не понятно.
Да, кривое против кривого, и в итоге ничего не выпрямляется.
Я предпринимал попытку с товарищами издавать «Крокодил» с 2005 по 2008 год и думаю, что сейчас сделать это уже невозможно. Нельзя найти деньги, людей и ресурсы. По-хорошему, герои понятны: президент, все, кто вокруг него, все, что мы читаем в новостях.
Все, что в мире происходит, могло бы попадать в «Крокодил». Но как я уже сказал, кривое не работает против кривого..."