Закон закону рознь: как не поставить телегу впереди лошади в борьбе за «воспетую» объективность СМИ

Jun 24, 2017 14:55


Начал активно выступать. Как представитель региональных СМИ я это делал всегда. Теперь - и с площадки (трибуны!) ОПРФ. Иначе не изложил на бумагу честные мысли о том, как самопиарщики из Думы хотят запретить самопиар губернаторов.



Сразу уточню: не против Думы (как может кому-то показаться), а против тех, кто пытается пиариться на нереализуемых (и не продуманных!) проектах. Которые, кстати, в итоге с рассмотрения снимаются (как и тот, о котором я негодую).

Просто потому, что именно для этого и существуют «нулевые чтения» в Палате - в т.ч. с участием тех, кого это касается и чьи интересы может затронуть.

Если медийные бюджеты регионов сильно ограничить, это ударит по тысячам региональных СМИ.


Мы не раз говорили о том, что Общественная палата должна стать «законотворческим фильтром». Именно на площадке ОП РФ должны проводиться нулевые чтения и обсуждаться  все спорные законодательные инициативы. Непонятно, почему этого не произошло сейчас.

Любопытно, что обсуждаемый законопроект, который, превратившись в закон, может ударить по тысячам региональных СМИ, рассматривается и вносится не через профильный комитет по вопросам средств массовой информации. Тем более, что руководитель комитета Леонид Левин абсолютно прав в том, что скептически оценивает ряд положений, которые в нем заключаются.

Открытым остается вопрос о разделении самопиара руководителей регионов и информировании о деятельности губернаторов, а также о финансировании региональных СМИ, потому что в значительной степени все они  живут за счет средств из бюджета.

Понимаете, в чем тонкость? СМИ, финансируемые из бюджета, расходуют средства на собственную деятельность, а не на освещение работы того или иного губернатора.

Еще раз подчеркну основной вопрос, который лежит на поверхности: каким образом авторы определяют термин «самопиар». И как они отделяют его от освещения текущей деятельности губернатора? Губернатор, который затащил инвесторов в регион и запустил производство… новость об открытии завода - это событие дня или «самопиар»?
Пока что я вижу одно: на обсуждении этого законопроекта (который, насколько я понял, уже отложен и, надеюсь, будет предан забвению в такой вот его корявой форме) уже пиарятся «эксперты» и «политологи». То есть люди, которые за пределы Садового кольца не выезжают - и реальных проблем в регионах не знают. Но осуждают, как когда-то в случае с Пастернаком.

Какие социальные последствия несет не то что принятие, а даже обсуждение этого законопроекта? В России 85 субъектов Федерации. Если мы умножим их на количество региональных СМИ, которые так или иначе дотируются из бюджета (областные СМИ, районные - только их бывает в некоторых регионах до 50 штук!), то представьте себе, как эти десятки тысяч людей (их сотрудников!) начинают бегать, принимать валидол и переживать за свое будущее. И все это происходит менее чем за год до выборов Президента. Возникает вопрос: для чего сегодня будоражат такую болезненную тему, которая впервые была внесена в Госдуму в декабре 2015 года?

Депутатов Государственной Думы со всех сторон окружают СМИ, которые финансируются из бюджета. Хочется напомнить, что половина депутатов избрана от конкретных территорий. И там, на земле, они взаимодействуют с региональными СМИ, которые не то что живут, а выживают за счет  контрактов с органами власти. Я не говорю, что эта система идеальна. Но почему-то за все эти долгие годы те же самые думцы не предложили альтернативы; пока есть только разговоры о том, что нужно «спасти и сохранить региональные СМИ». Как?! Начинаете то вы все с законопроектов совершенно репрессивного свойства, а не с тех, которые должны помочь журналистам и облегчить жизнь средств массовой информации.

Для меня, как для члена ОП РФ и представителя профильной в данном случае комиссии очевидно, что сначала нужно поднять вопрос на площадке Общественной палаты с участием Союза журналистов России, Медиасоюза, Национальной ассоциации телерадиовещателей, депутатов Госдумы, входящих в комитет по СМИ - и обсудить ряд вытекающих из данного законопроекта вопросов. Это и разграничение самопиара и информирования о деятельности региональной власти, финансирование региональных и муниципальных СМИ, причем отдельной строкой необходимо прописать финансирование таких СМИ из федерального бюджета на грантовой основе. Отмечу, что такое предложение уже есть в недрах нашей комиссии.

Вообще, закручивать гайки можно после того, когда решатся все вопросы, чтобы любая районка в самом глухом уголке страны понимала, как она будет жить и выживать в этих условиях.

Сначала ведь надо поставить лошадь - впереди телеги, а не наоборот!

То есть нужно решить вопрос с существованием и финансированием СМИ в регионах, разработать понятные механизмы, а потом попытаться вводить различные запреты. Но в нашей стране все работает традиционно: мы сейчас это запретим, все СМИ пойдут по миру вместе с журналистами, а потом эти же депутаты спохватятся о том, что СМИ нужно защищать, и еще выступят радетелями их прав и свобод.

Парадоксально, что, возмущаясь якобы тратой бюджетных денег на самопиар, некоторые авторы этого законопроекта, по сути, сами пиарятся на этой довольно болезненной теме. Причем пиарятся поверхностно, без погружения вглубь, никто не приводит цифры: каково количество существующих региональных и муниципальных СМИ, каково количестве людей, которые в них работают? Законопроекторы считают, что существуют какие-то туповатые губернаторы, которые безостановочно пиарят себя в «собственных СМИ». Давно этого уже нет.

Больше того: в результате общественной дискуссии эта проблема на самом деле ушла; скорее, есть обратная - исчезают самобытные, яркие СМИ, которым не выжить в сложных условиях. Медийное поле сужается, в некоторых регионах стагнирует или даже деградирует.

Зато на ограничении пиара… пиарятся определенные люди.

коллеги, очевидное – невероятное, политика, бред, ОПРФ, правда жизни, медиа, новости, Александр Малькевич, pr, журналистика, #будужитьнаразрыв, позор, вопрос

Previous post Next post
Up