Мне бы и в голову не пришло рисовать старые ботинки - старье оно и есть старье поэтому я и не художник , а у Ван Гога башмаки были просто навязчивой идеей. Первой мыслью было, что это по бедности - рисовал то, что было перед глазами. А потом прочитала, что он специально на блошином рынке в Париже искал башмаки для картины, нашел ношенные, но опрятные рабочие ботинки, погулял в них под дождем, заляпал грязью, и только тогда стал рисовать - т.е. замысел был первичным, он шел от идеи, и башмаки подбирались к уже существующей в его голове картине.
Башмаки оказались не так просты, как выглядят. Мы не задумываемся об этом, но даже последний драный ботинок несет в себе богатую символику.
Первое, что приходит на ум, глядя на башмаки, это путешествия, странствия, дороги и пути -мы же не отправляемся в дорогу босиком, и нужно износить семь пар железных башмаков, чтобы дойти до цели.
Со времен древнего Рима обувь является символом свободы, рабы ходили босиком и только свободный гражданин мог носить сандалии. Отсюда хорошая обувь наделяет нас авторитетом, говорит о нашем статусе. Стоптанные башмаки говорят о бедности, лишениях, скромности. Смена обуви несет и смену статуса - стоило Золушке скинуть деревянные сабо и надеть хрустальные туфельки, как жизнь ее кардинально поменялась.
Еще девицы гадают на жениха, выбрасывая свои башмаки на улицу, мне этот обычай всегда казался бессмысленным, а смысл такой, что кто владеет башмаком, тот имеет власть и над носительницей. Наверное, и обычай пить вино из туфельки невесты имеет те же корни.
НО убил меня Фрейд, по которому выходит, что обувь это эротический символ, и каждый раз, надевая обувь, мы совершаем символический акт любви. Тут мне вспомнилась дневниковая запись Льва ТОлстого, что жена как разношенный ботинок - ее не чувствуешь.
Ван Гога тему башмаков открыл, нарисовал с ними серию картин и он же эту тему закрыл, таких живых и материальных башмаков, которые рассказывают нам историю жизни своих хозяев, мне больше не попадалось.