"Красавица и чудовище" (фильм)

Jul 28, 2014 03:42

Посадил дед репку ... Посмотрел Амалирис "Красавицу и чудовище". Фильм. Кристофа Гана. И решил рассказать о том, что увидел.
В первый раз про кино, между прочим. Так что строго не судите.

Нынешние "Красавица и чудовище" сняты с очевидной опорой на одноименный фильм Жана Кокто (1946 г.). Но, хотя многие эпизоды двух лент похожи даже визуально, подражательность - последнее, в чем можно упрекнуть новый кинопродукт. В нем переделано все, начиная с драматургии.

Изменения в сюжете, по сравнению со сценарием Кокто, сводятся к следующему:
  • Действие из времен Людовиков перенесено куда-то в первую половину XIX века.
  • Вся история рассказывается самой Красавицей. Рассказывается в виде сказки двум своим детям, рожденным от расколдованного Чудовища. (Периодически возникают "наплывы" настоящего).
  • У Красавицы нет жениха, зато вместо одного брата - три. (Зачем нужны два младших я так и не понял. Вроде бы все, что происходит, могло бы произойти и без их участия).
  • Разорившийся отец Красавицы вместе с детьми переезжает в деревенский дом, где Красавица счастливо работает на огороде.
  • У старшего брата в кредиторах шайка бандитов. У главного бандита есть бандитка, она же по совместительству гадалка. Ближе к финалу она внезапно трагически погибает. (Об этом чуть позже).
  • У Чудовища появилось прошлое, хронологически, судя по костюмам и интерьерам-экстерьерам, отнесенное ко временам Франциска I или еще пораньше. В прошлом Чудовище (тогда еще не Чудовище) имело невесту, двор, средневековый замок с прилегающим версальским парком-лабиринтом и стаю охотничьих биглей. Невеста очень похожа на Веру Брежневу иногда превращалась в косулю. А сам жених страстно любил охоту. И, хотя косуля из предосторожности паслась в версальском парке, он устроил охоту прямо там и застрелил ее золотой стрелой. Застреленная невеста превратилась из лани обратно в женщину. Из ее крови выросло огромное бобовое розовое дерево до небес. Потом случилось еще нечто, чего нам не показывают, но в следствие чего Чудовище стало Чудовищем, замок - заброшенным замком, а бигли - гибридами бигля и с магвайем. Мертвая невеста превратилась в мраморную статую. Собой осталась только стрела:) Всю эту историю Красавица узнает через посредство снов, которые ей навевают летающие огоньки с хвостиками.
  • Замок Чудовища имеет волшебное свойство - внутри него всегда весна.
  • Еще в замке есть бассейн с живой водой, с помощью которой происходит целый ряд событий - начиная от залечивания ран на руках Красавицы, заканчивая воскрешением умершего Чудовища в финале.
  • На убийство Чудовища два брата Красавицы идут вместе со встреченной в лесу шайкой бандитов-кредиторов. Пока мужчины грабят замок, главная бандитка решает прогуляться по окрестностям. В окрестностях она находит статую мертвой невесты и вытаскивает из нее стрелу. Чудовище тем временем поднимает для расправы с незванными гостями трех каменных гигантов.
Тут начинается очень закрученный финал, в котором, ИМХО, нагромождение происшествий в единицу времени выходит за разумные пределы.
В замок прибывает Красавица, которая хочет всех помирить. Пока она мирит Чудовище, в него втыкают стрелу. Каменные гиганты начинают разрушаться (кусок одного из них падает на главную бандитку, трагически гибнущую со словами любви на устах). Вырвавшиеся из-под земли лианы пытаются пожрать замок, но Красавица с братьями успевают кинуть мертвое Чудовище в живую воду. Тут оно расколдовывается (у Кокто параллельно заколдовывался Авенан, в фильме параллельно лианы пожирают главного бандита) и соединяется с Красавицей. Статуи в замке начинают улыбаться (мраморная мертвая невеста - тоже). Биглям возвращается человеческий собачий вид.
  • В эпилоге мы видим Красавицу, закончившую сказку, и бегущую целоваться с расколдованным Чудовищем. Живут они вместе с с отцом во все том же загородном домике (и, видимо, так же счастливо возделывают огород).
Не все внесенные изменения кажутся мне уместными и удачными, но за сам факт их внесения я ругать сценаристов не буду - жанр развлекательного фильма "для больших и маленьких" диктует свои условия, одно из которых - наличие таких вот неканонических поворотов канонического сюжета.
Ругать сценаристов я буду за то, что среди новых сюжетных ходов они потеряли логику центральной линии. Не скажу за всех, но для меня неочевидно, почему человек, заколдованный за то, что ненароком убил свою невесту, должен расколдоваться после того, как кто-то его полюбит в образе чудовища. В чем связь?
Отсутствие прослеживаемой связи между заколдовыванием и расколдовыванием привело к утере канонической морали сказки. А новая мораль, вытекающая из сконструированной сценаристами фабулы (не берусь судить, насколько они сознательно хотели донести до зрителя именно эту мысль) уж очень странна: поскольку счастливы герои исключительно тогда, когда они находятся в деревенском домике - с экрана упорно вычитывается мысль о том, что ну нафиг эти приключения, замки и прочее, радость и счастье - в тихом быте и спокойной жизни. (Аргументами от противного выступают все происшествия в замке).
Впрочем, я совсем не уверен, что верно понял авторов. При такой трактовке многие образы (вечной весны в замке, живой воды, охоты) остаются "образами-в-себе". Но никакой другой концепции я вычитать из увиденного не смог.

Если сценарий для меня оказался самой уязвимой стороной фильма, то картинка - бесспорно, самой сильной. Скажу, не преувеличивая, что из просмотренных мной в последнее время фильмов, скажем так, популярного жанра, "Красавица и чудовище" визуально наиболее впечатляющий. Поставлен и снят он вполне традиционно: сцены XIX века - в стиле экранизаций английской классики ("Джейн Эйр", "Гордость и предубеждение", романы Диккенса); средневековые - с легким оммажем живописи эпохи - но сколько в него вложено вкуса! Каждый пейзаж, интерьер, экстерьер, натюрморт, появляющийся в кадре выстроены совершенно безупречно. Каждая мизансцена так и просится на холст. А ведь помимо того, что все это нужно было распланировать, выстроить и снять, необходимо еще иметь особый талант, чтобы за полтора с лишком часа экранного времени красивые картинки не пересахаривали и не надоедали. И этот талант у художника, режиссера и оператора, тоже, безусловно, есть.
Собственно, я своим придирчивым взглядом за весь фильм нашел только две фактические неувязки: упоминавшийся версальский парк рядом со средневековым замком (внутри замковых стен - я бы понял, но рядом?) и кавалеры в охотничьих сапогах на балу. Еще две чисто художественные: кокоточно яркий макияж сестер в первой сцене и такое же сомнительное красное платье, в котором Красавица возвращается из замка.
Периодически возникающий недостаток - обилие графики в кадре. Местами даже лица актеров кажутся нарисованными.
За все остальное авторам от меня огромный плюс.

Ну и, наконец, об актерской игре. Здесь я буду краток и начну с общего режиссерского решения игрового стиля. Оно не торжественно-церемониальное, как у Кокто, и не мелодраматическое, как у Диснея, а скорее бытовое. Очень бытовое - объяснения Красавицы и Чудовища напоминают семейные ссоры и примирения, другие сцены ушли от этого недалеко. И лично у меня такой стиль игры не сложился в целое с очень импозантной и эффектной картинкой. Но поскольку режиссер и актеры не обязаны воплощать лично мои представления о том, как играть КиЧ, я им в вину этого не поставлю. Выбор актеров меня в целом порадовал. Некоторые вопросы вызвало только назначение Венсана Касселя на роль Чудовища. То есть, я понимаю, что в проекте подразумевался некий разрыв шаблона - уход от сусального образа "принеца из сказки". Но на уровне воплощения подразумеваемый разрыв проработан не был. "Непринец" действует в ситуациях, в которых мог бы действовать и "принец", так что разрыв шаблона как сознательный разрыв считывается только после определенных размышлений на его тему.

Кстати, в качестве еще одного положительного момента отмечу, что на в фильме нет персонажей и сцен, имеющих целью возбуждение потухших страстей старцев или слишком жарко разгоревшихся страстей юниц. То есть совсем нет. И это тоже весомый плюс в моих глазах.

© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.

Дисней, Фильмы, Ган, Кокто, Кассель, Красавица и Чудовище

Previous post Next post
Up