Юбилейный вечер Н.Д. Касаткиной (Новая сцена БТ. 11.07.2014 г.)

Jul 15, 2014 03:53

Юбилей - это праздник, потому не буду особо придирчиво разбирать программу; постараюсь сосредоточиться на тех ее пунктах, которые сильнее всего впечатлили в приятном смысле.

Для начала о том, за чем шел.

«Весна священная» на большой сцене показала, что, если спектакль долго идет на маленьких площадках, то сменить обратно его масштаб «на раз» не получится. В камерном пространстве хореография этой «Весны» клокочет и сотрясает стены. В БТ она выглядела гораздо спокойнее. Что, впрочем, мало ей повредило: постановка просто великолепная, безусловно, одна из лучших в советском наследии и совершенно незаслуженно сейчас выдвинутая за пределы поля зрения большой публики. По сочетанию архаики с современностью ее можно поставить в ряд с бруковским «Лиром». С одной стороны, в ней явно просматриваются отсылки к завитушкам и фигуркам со старинных вышивок, к архаичной резьбе (и все это на основе внятной неоклассической лексики). С другой - черты антиутопии. Тут есть до абсурда конформная Избранница (Екатерина Березина), одинаково покорно принимающая любовь Пастуха в первой картине и необходимость умереть - во второй. Есть Бесноватая (Полина Кырова), снующая среди племени в поисках жертвы. Есть Старейший-Мудрейший (Игорь Цыганков) с жестами уставшего хирурга. И, наконец, есть герой (Артем Хорошилов), после принесения в жертву племенем его возлюбленной не находящий ничего другого, кроме как воткнуть нож в идол. (Судя по либретто, этот жест когда-то мыслился (или только позиционировался?) балетмейстерами как зарождение в первобытной душе протеста (против религии, разумеется). Но сейчас он вызывает совсем иные ассоциации - в спектре от «Ужо тебе» пушкинского Евгения до проклятий фокинского Петрушки). А еще есть в самой постановке какая-то интригующая на грани вызова нотка абсурдизма, нарочитого несоответствия формы и содержания. Любовное адажио идет под суровую музыку «Вешних хороводов» (хореография соответствует), зато Избранница движется к алтарю бессмысленно-радостными подскоками заводной игрушки. Даже странно изготовленный бутафорский идол (уж не знаю его реального устройства) играет на двойственный архаично-современный визуальных ряд спектакля. Со сцены он выглядит как «башня» из трех поставленных друг на друга ржавых металлических бочек с вырезанными в верхней отверстиями глаз и рта. Словом, великолепный спектакль. Всем рекомендую.

Па де де из «Дон-Кихота» в исполнении Марии Александровой и Михаила Лобухина.
Александрова ожидаемо порадовала. Правда, в антре и адажио было несколько резковатых открываний ноги. (Смазанный конец вариации (переход на шене раньше времени) и неидеальные фуэте - не вина Марии. Дирижер в обоих случаях задал не подходящие ей темпы). Но это все не суть важно. В танце Александровой (для меня) техника никогда не была главной. Главным было то, что в какой-то момент она заставляет совершенно забыть про технику и просто наслаждаться происходящим на сцене. Вот таких вот моментов «чистой радости» за Па де де набралось столько, что они слились в нескончаемый поток. Когда Мария подавала в антре руку Михаилу, когда после тура ан дедан в алясгоне Михаил ловил ее, а она жестом руки «допевала» музыкальную фразу, когда с верхней поддержки она падала в рыбку и, выгнув спину, точно в музыку меняла положения рук - на сцене была настоящая балерина и, одновременно, настоящая Китри. А какие томные, «бархатистые» завершения фраз в адажио! Какие па де буррэ сюиви в начале вариации! Сначала из кулисы до центра сцены, с попаданием каждым шажком в каждый «тринь» арфы, а затем, когда перебор струн учащается - быстрые-быстрые на месте. Какая игра веером! И какая финальная диагональ вращений в коде и «росчерк» последней фразы. Волшебство, да и только!

Танцевать Александрова вышла в красивой бордовой пачке (кажется, из «Пахиты»?) старинного фасона. Но, к сожалению, во время фуэте юбка этой пачки начала совершать самостоятельные движения, не лучшим образом сочетавшиеся с движениями ног. Мне стало интересно: старинный фасон и жесткость, не позволяющая пачке вести свою партию в танце, могут сочетаться? Или одно из двух: либо красивый силуэт в комплекте с чрезмерной подвижностью, либо стабильная жесткость, но и горизонтально расправленная юбка?

Михаил (прошу прощения за клише, здесь они уместны) надежно партнерствовал и, что важно, пластически и актерски взаимодействовал с Марией в адажио. Вариацию протанцевал хорошо, с той оговоркой, что танец его Базиля рассчитан на масштаб Исторической сцены. На Новой сцене периодически чувствовались то слишком крупная подача движений, то слишком большой «замах», не находящий реализации в танцевальной фразе.
По итогам исполнения Па де де я еще больше утвердился в желании увидеть Александрову и Лобухина в полном спектакле. (Мне в комментариях подсказали, что они уже танцевали в Венгрии - ну ведь то Венгрия, а я хочу где-нибудь поближе, чтобы можно было посмотреть).

Главной героиней Па де катра стала опять же Александрова. По причине исполнения наиболее индивидуализированной партии (Черрито) и наибольшего соответствия хореографии - индивидуальности исполнительницы. Бравурность танца своей «героини» Мария соединила с романтической недосказанностью, размытостью контуров (я даже в ее «Сильфиде» не помню такого «туманного» эффекта неуловимости движений). Получилось очень стильно.

Зато остальные три четверти составо-номера удивили как раз распределением «ролей». В рамках заявленной четверки я не представлял себе Анну Антоничеву ни кем иной, кроме Тальони; (Елену Андриенко - Гран и Марианну Рыжкину - Гризи). В реальности же Тальони оказалась Рыжкина, Гран - Антоничева и Гризи - Андриенко. Станцевали все трое вполне достойно, но причины такого странного распределения мест остались для меня загадкой.

Неожиданным открытием вечера стал выход Ксении Рыжковой в Па де де из второго акта «Жизели» (танцевала с Денисом Дмитриевым и почему-то без коды). Очень уверенное владение материалом, а, главное, попадание в образ: призрачный корпус, неживые руки; минутное пробуждение в призраке живой Жизели, когда после «разлучения» героев виллисами она подбегает к Альберту и кладет голову ему на плечо. Ряд моментов еще нужно доработать: перед сольными фразами в начале адажио заметна некоторая неуверенность; тур лян в аттитюде бы сделать помедленнее. Но, в общем и целом, исполнение (дебют ведь, да?) оставило самое приятное впечатление.

На этом, пожалуй, пост про концерт закончу. Мог бы еще кое-что написать, но сейчас, как говаривал батюшка Джульетты, «так поздно, что уж скоро будет рано». Если у кого-то возникнут вопросы о других номерах, отвечу в комментариях.

© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.

Кырова, Большой театр, Березина, Рыжкина, Па де катр, Весна священная, Цыганков, Лобухин, Андриенко, Александрова, Балет, Жизель, Дон-Кихот, Дмитриев, Хорошилов, Рыжкова, ГАТКБ Н. Касаткиной и В. Василева, Антоничева

Previous post Next post
Up