"Первая вспышка" Й.Эло и "Бессонница" И.Килиана в МАМТе 23.11.2012 г.

Dec 01, 2012 08:38

Что-то оперативность в последнее время мне изменяет. Надо исправляться.
Вот пост про премьеру одноактников в Стасике, про трансляции ЛО из Миха, "Дочери фараона" из БТ и "Корсара" из НГАТОиБа тоже скоро будут, обещаю.

«ПЕРВАЯ ВСПЫШКА»
Лексически постановка Й.Эло относится к современному танцу, но логика мышления хореографа характерна скорее для классики. Он не экспериментирует с движением, не придумывает новые па, а варьирует в различных комбинациях отработанное ранее. К такому постановочному методу сложно привыкнуть, но если все-таки привыкнуть - начинают просматриваться другие особенности балета.

Хореографию «Вспышки» нельзя назвать музыкальной в полном смысле слова. Эло переносит в танец лишь некоторые формальные стороны партитуры Я.Сибелиуса: например, там, где возникает многоголосие в музыке, ему соответствует танцевальный контрапункт; временами движения отдельных исполнителей кажутся привязанными к партиям различных инструментов. Однако как только создается ощущение зависимости сцены от оркестра, хореограф тут же разрушает его и демонстрирует самостоятельность хореографии, без всякой связи с музыкальным материалом вводя новых участников, сменяя эпизоды, а то и вовсе продолжая танец за пределами уже закончившейся музыки, но не нарушая логики развития хореографической формы.



"Первая вспышка" (фото О.Черноуса с Ю.Мартьянова отсюда)

Этим конструированием пластических «обманок», этой игрой со зрителем исчерпывается содержание балета. Сам по себе замысел не лишен остроумия и оригинальности, но лучше было бы реализовать его под другую музыку и в другом оформлении, т. к. световая и музыкальная партитуры балета (находящиеся в редком эмоциональном единстве) задают действию такой тон, в который хореография не вписывается. Перепадам настроений скрипичного концерта Сибелиуса отвечают таинственный мрак, рассеянный вечерний свет и ослепительные вспышки, устроенные Дж.Туиманом. На их фоне постановка Эло выглядит суховато.

Суховатой и отстраненной была и манера исполнителей (видимо, заданная хореографом, потому что в ней работали все, как один). Она, вероятно, и стала главной причиной диссонанса зрительных и слуховых впечатлений: если бы танцовщики откликнулись (или если откликнутся в будущем) на заложенное в музыке (благо, есть на что), спектакль смотрелся бы совсем по-другому. Впрочем, все еще можно изменить.

«БЕССОННИЦА»

То и  дело  я оглядывал  комнату,  следя  за  поведением вещей в ней. Странно 
было сознавать, что если начнут падать бомбы, то  я  почувствую не  более  чем
возбуждение азартного игрока (и огромное земное облегчение), но что мое сердце
разорвется,  если  какая-нибудь склянка     вон     на    той полке, имеющая такой
подозрительно-напряженный  вид,  сдвинется  с места  хоть   на четверть    вершка.
Тоже и тишина была подозрительно уплотнившейся, как будто нарочно готовился
черный  задник  для вспышки  нервов,  которую мог вызвать любой незначительный
звук неизвестного   происхождения … Вдруг какой-то  шорох (вызванный, как хотелось мне
думать, тем,  что  выброшенный  и скомканный  лист  бумаги  раскрылся,  как зловредный, 
упрямый ночной цветок) донесся из корзины для мусора  и  затих,  и  мой ночной столик
откликнулся легким щелчком.                                                                                                   
В.В. Набоков. Сестры Вейн.
 Премьера в МАМТе познакомила русского зрителя с малоизвестным у нас И.Килианом. В «Бессоннице» его стиль - это не тонкий абсурдизм, реставрирующий ироничную галантность эпохи рококо (как в хорошо знакомых «Шести танцах» и «Bella Figura», ожидаемой весной в Большом) и не лирика «Маленькой смерти» и «Симфонии псалмов».  Балет на деформированную музыку В.А. Моцарта (Адажио и рондо для стеклянной гармоники и квартета (слушаем оригинал музыки здесь: адажио и рондо), переработанные Д.Хаубрихом на основе концепции самого Килиана в череду лязгов ножей, хруста бьющегося стекла и потусторонних гармоний и музыкальных фраз) передает атмосферу ночи, когда не получается уснуть, и реальные очертания предметов расплываются, создавая на границе сознания сюрреалистический мир.

Сцену по диагонали пересекает стена из белой ткани. Танцовщица в черном купальнике протягивает руки, ее тень руками открывает в стене разрез, в котором скрывается исполнительница. Сквозь разрезы исчезают и появляются танцовщики, в них мелькают руки, ноги и головы, словно живущие собственной жизнью по ту сторону стены; из них вываливаются и снова задвигаются обратно фрагменты фигур. Стена поднимается, показывая, что никаких тайн вторая половина сцены не скрывает, и давая место дуэту той же «девушки в черном» и танцовщика. Потом опять опускается. Партнер остается по ту сторону, а партнерша снова руками своей тени приоткрывает лазейку и начинает движение в направлении разреза. Дается полное затемнение.



"Бессонница" (фото отсюда).

Обычная музыкальность не изменяет Килиану: отрывистые остановки, острые позы идеально попадают в режущие ухо металлические и стеклянные шумы; медитативная мелодика и проникновенный шепот вызвали текучие фразы соло и адажио.

Но артистам МАМТа дались еще не все нюансы и перепады хореографического текста. Премьерный состав не то, чтобы что-то не так доносил или неправильно исполнял, но слишком сосредоточился на технической стороне танца. Из-за этого  не возникало ощущения непроизвольности и миражности происходящего, то обретающего более или менее привычные контуры, то распадающегося и расплывающегося в алогизмах. Словом, пока этот спектакль говорит скорее о ночном размышлении, чем о блуждающих мыслях и чувствах бессонной ночи.

Знаю, что фото в посте не очень. Хорошие есть на сайте театра: здесь и здесь, но в ЖЖ они не перетаскиваются:(

[Для тех, кто не был в театре, воспроизведу премьерные составы]Для тех, кто не был в театре, воспроизведу премьерные составы:

"Первая вспышка":
Марина Кудряшева,
Валерия Муханова,
Анастасия Першенкова,
Сергей Кузьмин,
Сергей Мануйлов,
Георги Смилевски.

"Бессонница":
Мария Тюрина,
Оксана Кардаш,
Валерия Муханова,
Дмитрий Хамзин,
Артем Сорочан,
Семен Величко.


Ну и как бонус - видео "Бессонницы" в исполнении NDT - II.
Там не заснято первое соло танцовщицы, кусочек из него можно посмотреть в этом ролике (для того, чтобы составить себе общее впечатление о спектакле, он тоже сгодится):

image Click to view



© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.

Туиман, МАМТ им. Станиславского и Немировича-Дан, Бессонница, Хаубрих, Первая вспышка, Килиан, Современный танец, Эло

Previous post Next post
Up