"Первая вспышка" Й.Эло и "Бессонница" И.Килиана в МАМТе 23.11.2012 г.
Dec 01, 2012 08:38
Что-то оперативность в последнее время мне изменяет. Надо исправляться. Вот пост про премьеру одноактников в Стасике, про трансляции ЛО из Миха, "Дочери фараона" из БТ и "Корсара" из НГАТОиБа тоже скоро будут, обещаю.
«ПЕРВАЯ ВСПЫШКА» Лексически постановка Й.Эло относится к современному танцу, но логика мышления хореографа характерна скорее для классики. Он не экспериментирует с движением, не придумывает новые па, а варьирует в различных комбинациях отработанное ранее. К такому постановочному методу сложно привыкнуть, но если все-таки привыкнуть - начинают просматриваться другие особенности балета.
Хореографию «Вспышки» нельзя назвать музыкальной в полном смысле слова. Эло переносит в танец лишь некоторые формальные стороны партитуры Я.Сибелиуса: например, там, где возникает многоголосие в музыке, ему соответствует танцевальный контрапункт; временами движения отдельных исполнителей кажутся привязанными к партиям различных инструментов. Однако как только создается ощущение зависимости сцены от оркестра, хореограф тут же разрушает его и демонстрирует самостоятельность хореографии, без всякой связи с музыкальным материалом вводя новых участников, сменяя эпизоды, а то и вовсе продолжая танец за пределами уже закончившейся музыки, но не нарушая логики развития хореографической формы.
"Первая вспышка" (фото О.Черноуса с Ю.Мартьянова отсюда)
Этим конструированием пластических «обманок», этой игрой со зрителем исчерпывается содержание балета. Сам по себе замысел не лишен остроумия и оригинальности, но лучше было бы реализовать его под другую музыку и в другом оформлении, т. к. световая и музыкальная партитуры балета (находящиеся в редком эмоциональном единстве) задают действию такой тон, в который хореография не вписывается. Перепадам настроений скрипичного концерта Сибелиуса отвечают таинственный мрак, рассеянный вечерний свет и ослепительные вспышки, устроенные Дж.Туиманом. На их фоне постановка Эло выглядит суховато.
Суховатой и отстраненной была и манера исполнителей (видимо, заданная хореографом, потому что в ней работали все, как один). Она, вероятно, и стала главной причиной диссонанса зрительных и слуховых впечатлений: если бы танцовщики откликнулись (или если откликнутся в будущем) на заложенное в музыке (благо, есть на что), спектакль смотрелся бы совсем по-другому. Впрочем, все еще можно изменить.
«БЕССОННИЦА»
То и дело я оглядывал комнату, следя за поведением вещей в ней. Странно было сознавать, что если начнут падать бомбы, то я почувствую не более чем возбуждение азартного игрока (и огромное земное облегчение), но что мое сердце разорвется, если какая-нибудь склянка вон на той полке, имеющая такой подозрительно-напряженный вид, сдвинется с места хоть на четверть вершка. Тоже и тишина была подозрительно уплотнившейся, как будто нарочно готовился черный задник для вспышки нервов, которую мог вызвать любой незначительный звук неизвестного происхождения … Вдруг какой-то шорох (вызванный, как хотелось мне думать, тем, что выброшенный и скомканный лист бумаги раскрылся, как зловредный, упрямый ночной цветок) донесся из корзины для мусора и затих, и мой ночной столик откликнулся легким щелчком. В.В. Набоков. Сестры Вейн. Премьера в МАМТе познакомила русского зрителя с малоизвестным у нас И.Килианом. В «Бессоннице» его стиль - это не тонкий абсурдизм, реставрирующий ироничную галантность эпохи рококо (как в хорошо знакомых «Шести танцах» и «Bella Figura», ожидаемой весной в Большом) и не лирика «Маленькой смерти» и «Симфонии псалмов». Балет на деформированную музыку В.А. Моцарта (Адажио и рондо для стеклянной гармоники и квартета (слушаем оригинал музыки здесь: адажио и рондо), переработанные Д.Хаубрихом на основе концепции самого Килиана в череду лязгов ножей, хруста бьющегося стекла и потусторонних гармоний и музыкальных фраз) передает атмосферу ночи, когда не получается уснуть, и реальные очертания предметов расплываются, создавая на границе сознания сюрреалистический мир.
Сцену по диагонали пересекает стена из белой ткани. Танцовщица в черном купальнике протягивает руки, ее тень руками открывает в стене разрез, в котором скрывается исполнительница. Сквозь разрезы исчезают и появляются танцовщики, в них мелькают руки, ноги и головы, словно живущие собственной жизнью по ту сторону стены; из них вываливаются и снова задвигаются обратно фрагменты фигур. Стена поднимается, показывая, что никаких тайн вторая половина сцены не скрывает, и давая место дуэту той же «девушки в черном» и танцовщика. Потом опять опускается. Партнер остается по ту сторону, а партнерша снова руками своей тени приоткрывает лазейку и начинает движение в направлении разреза. Дается полное затемнение.
Обычная музыкальность не изменяет Килиану: отрывистые остановки, острые позы идеально попадают в режущие ухо металлические и стеклянные шумы; медитативная мелодика и проникновенный шепот вызвали текучие фразы соло и адажио.
Но артистам МАМТа дались еще не все нюансы и перепады хореографического текста. Премьерный состав не то, чтобы что-то не так доносил или неправильно исполнял, но слишком сосредоточился на технической стороне танца. Из-за этого не возникало ощущения непроизвольности и миражности происходящего, то обретающего более или менее привычные контуры, то распадающегося и расплывающегося в алогизмах. Словом, пока этот спектакль говорит скорее о ночном размышлении, чем о блуждающих мыслях и чувствах бессонной ночи.
Знаю, что фото в посте не очень. Хорошие есть на сайте театра: здесь и здесь, но в ЖЖ они не перетаскиваются:(
"Первая вспышка": Марина Кудряшева, Валерия Муханова, Анастасия Першенкова, Сергей Кузьмин, Сергей Мануйлов, Георги Смилевски.
"Бессонница": Мария Тюрина, Оксана Кардаш, Валерия Муханова, Дмитрий Хамзин, Артем Сорочан, Семен Величко.
Ну и как бонус - видео "Бессонницы" в исполнении NDT - II. Там не заснято первое соло танцовщицы, кусочек из него можно посмотреть в этом ролике (для того, чтобы составить себе общее впечатление о спектакле, он тоже сгодится):