Nov 27, 2005 20:36
Я уже много раз упомянал о том, что пишу программу социологического исследования. Сегодня я решил опубликовать небольшой ее фрагмент (действительно небольшой, из пункта №7 ее методологического раздела).
1.7. Гипотеза.
Самоочевидно, что социальная структура человеческой цивилизации может быть графически изображена в виде пирамиды. В этом наглядном отображении отчетливо выявляется то обстоятельство, что европейский суперэтнос, численно находящийся в меньшинстве по отношению к другим цивилизациям-суперэтносам, обладает колоссально превосходящим уровнем экономического благосостояния. Напротив, те многочисленные этносы, что расположены в основании этой пирамиды-модели, находятся в состоянии выживательного существования и минимального потребления ресурсов. Разумеется, острая нехватка ресурсов порождает неодолимое стремление устранить дефицит за счет тех, кто располагает ими в избытке. Естественно, подобное описание человеческой цивилизации крайне редуционированно, однако именно такая схема предстает в стереотипических представлениях общественного сознания. Посему в качестве гипотезы данного изыскания представляется целесообразным сформулировать сентенцию, согласно которой негативное отношение к представителям тех или иных этносов индивид испытывает в силу того, что его стереотипическое восприятие подменяет естественное стремление избежать соприкосновения с неэталонным, нежелательным образом жизни формальным страхом чуждости, инаковости. Иными словами, истинная причина ксенофобии кроется в том, что вызывающие ксенофобию индивиды, как правило, принадлежат к экономически и социально неблагополучным этносам, тогда как индивиды, вызывающие ксенофилию, как правило, принадлежат к экономически и социально благополучным этносам. В таком случае, образ жизни первых представляется не только нежелательным, но и опасным в силу потенциальной угрозы со стороны его носителя в виде насильственного захвата недостающего ресурса. И наоборот, образ жизни вторых интерпретируется как эталонный, то есть как то, к чему направлены ценностные установки и жизненные ориентации. Потому не расово-антропологические, генетические и морфологические параметры, но стереотипы образа жизни выступают детерминантами ксенофобии, ксенофилии и толерантности в межнациональных отношениях.