В начале мая крупный интернет-ритейлер "Сотмаркет" объявил о распродаже активов. До этого примерно два года эта компания была окружена плотной атмосферой скандалов и негативных отзывов, что, собственно, и предопределило бесславный конец этого чудовища: в таких условиях это не могло жить. Так, клиенты жаловались на низкое качество поставляемых товаров, торговлю отсутствующими товарами в принципе, сложности с возвратом авансированных средств. Были и проблемы внутренние: сотрудники бесконечно страдали от несоблюдения компанией трудового законодательства, хамства в отношении подчиненных, потогонной системы, штрафов и тоталитарного контроля. Естественно, всё это нескончаемым потоком попадало во всемирную паутину. Не буду приводить выдержки, всё это в изобилии можно найти в Гугле по запросу "сотмаркет отзывы". В публичную сферу скандал попал благодаря блогерам вроде
Эльдара Муртазина и
Алекса Экслера в конце прошлого года.
Руководство комапании - сюрприз! - знакомый читателям бложика Максим Хивинцев и менее знакомый Всеволод Страх, оба участники проекта Business Battle. В ББ эти почтенные джентльмены запомнились сетевым моббингом, конечно же ботоводством и писаниной из-под фейков. Одна команда так и называлась - "Страх и Ко". В описании, дай бох памяти, значилось "Вселяем страх!" Вот уж действительно, я не шучу. Есть и подозрение на то, что Страх был чистым маром.
Положительный опыт участия в ББ два брата-акробата перенесли и на бизнес-почву, встроили в свою бизнес-модель.
Собственно, какова она в среднем у всех участников рынка?
Генерация заказов клиентов, заказ товаров в Китае, отлаженная система доставки товара к клиенту.
Это всё про мозги: привлечь клиента в свой магазин, наладить процессинг заказов, отшлифовать логистику. То есть сделать всё точно и быстро, по возможности дешевле, чем у конкурента (это интернет, детка). Ну, и бухгалтерия: при таких оборотах это адовая работа (поэтому главбухи, над которыми висит дамоклов меч уголовной ответственности, попав в испытывающую проблемы роста компанию "Сотмаркет" и, соответственно, полный правовой, финансовый и чисто бухгалтерский бардак, говорили преимущественно матерно). Собственно говоря, это посреднические услуги сугубо, а от посредника требуется точно в срок доставить именно тот самый товар по условленной цене, иначе - "скрипач не нужен".
Компания лажала на всех этапах, кроме непосредственно изъятия денег у клиента: продавала товар, которым не обладала, переигрывала цену уже после заключения сделки, бесконечно тянула со сроками, доставляла или не тот товар, или предлагала выбрать новый. На гневные требования вернуть деньги в нарушение ГК РФ предлагала писать заявление на возврат, прикладывать фото паспорта и тому подобную незаконную белиберду.
Естественно, в лонгран это существовать не могло, и руководство отчаянно искало резервы и конкурентные преимущества. И не нашло ничего лучше, чем применять это:
- работа с интернетом в части создания "положительного имиджа" компании: приплата за положительные отзывы, написание положительных отзывов самим (отличился даже спалившийся на
самостоятельно написанном отзыве жуликоватый Максим Хивинцев);
- затягивание сроков возврата денег недовольным клиентам (ликвидность, бесплатные оборотные средства);
- экономия на ФОТ для низового персонала, отлаженная система штрафов и придирок (рентабельность);
- подготовка к продаже этой "прелесссти" лоховатому инвестору (джек-пот, счастливое избавление от проблемного актива и будущих проблем с законом).
Понятно, что это уже агония.
Сейчас выгодно представлять компанию жертвой падения рынка смартфонов и ноутбуков, хотя понятно, что это не так: по всем признакам Страх и Хиви стали готовить шлюпки еще в прошлом году, почти до крымской истории, в частности поучаствовав в M&A-сделке. И спешно стали сливать после первых же обращений клиентов в прокуратуру в апреле. С персоналом поступили по-ковбойски: пригрозили не выплатить зарплату, если не напишут увольнение по собственному желанию.
На самом деле, очень жаль, что мировой чемпион и бронзовый призер Global Management Challenge Максим Хивинцев всей этой историей бросил тень на соревнование и запятнал титул. Выходит, пока из бэбэшников заметно впереди только Александр Филин.
Жаль и компанию: она поднята Страхом с нуля, совершенно "несырьевая" и "нерентоориентированная" история. Молодые энергичные парни, выпускники не самого последнего вуза в стране - ГУ-ВШЭ, динамичная, современная отрасль. И такой жуткий коллапс.
Страх надеется на продажу активов и "ждет предложения от рынка". Ну, это вообще смешно. У компании активов как у латыша - хуй да душа. Бренд? Полное говно. Сайт? Конкурентам нафиг не уперся. "Огромный трафик" (как утверждает Страх, "это самое ценное")? Лол, на этом месте мне вспомнилась финальная сцена из "There will be blood" ("Нефть" в русском переводе), где Илай пришел к Плейнвью с предложением продать тому свой нефтеносный земельный участок.
Click to view
Примерно так и поступят потенциальные инвесторы, они же конкуренты. Просто подождут, когда трафик бесплатно перетечет к ним сам. Жди предложения, ага.
Ну, хоть не в тюрьме.