Рабочая лошадка Гражданской войны

Dec 02, 2020 22:30

На мартовской выставке OLDTIMER в Сокольниках внимание привлекала груда ржавого металла, в которой с трудом можно было разглядеть автомобиль.



Но что-то в нем было знакомое с детства. Скорее всего, дугообразный бампер - редко встречавшийся на автомобилях начала прошлого века. Так это же американская «трехтонка» White TAD!

А помню я её с детства - рассказывали про неё и в «Историческом музее ТМ» журнала «Техника молодёжи»



и в журнале «За рулем»



Легендарный грузовик! Во все времена военачальники мечтали о маневренности своих войск. Но во многом маневренность войск определялась подвижностью обоза.

Во время Первой мировой Российская Империя приобрела крупную партию таких грузовиков для нужд армии.
При парке численностью в несколько тысяч единиц американские «Уайты» стали самыми распространенными грузовыми автомобилями в дореволюционной России!
На грузовиках устанавливался 4-цилиндровый двигатель мощностью  всего 30 л.с. (как у «горбатого» Запорожца!)
Но этому грузовичку пришлось вынести на своих рессорах все тяжести Гражданской войны в России.

Сохранилась статистика наличия на 01 июля 1917 года автомобилей в Русской Армии - на службе  числилось 2591 автомобилей марки «Уайт». Для тех времён это было огромное количество!  Автомобили марки White, были наиболее распространены в частях Русской Императорской Армии среди всех грузовиков всех марок до Революции.
И после октября 1917 года, «Уайты» плавно перетекли на фронты Гражданской войны. Они применялись  всеми воюющими сторонами - красными, белыми, иностранными интервентами, белочехами  а так же националистами всех мастей  и даже бандитскими формированиями.


Причем, если после Октября 1917,  поставки американских машин в Россию официально прекратились, то вплоть до 1921 г.  те же грузовики «Уайт» поставлялись  странами Антанты для белогвардейских формирований.
Это были не новые машины, а переброшенные с фронта в Европе, бывшие в употреблении, изношенные на войне и прошедшие ремонт.
По данным самой фирмы White, в Европу, на Западный и Восточный фронты в целом, было отправлено грузовиков порядка 18 тысяч, так что, было из чего выбирать.
Все эти машины, оставшиеся  к концу Гражданской войны на ходу - и закупленные ещё Царской Россией, и поставленные из Европы позже, достались, в результате, победившей стороне - Красной армии.
Так что, можно сказать, что с этого неприхотливого грузовичка началась история автомобильных войск РККА. А некоторые из них, как видите, даже дожили до наших дней.

Американцы, «Техника-молодёжи», Автовыставки, За рулём, жизнь в СССР

Previous post Next post
Up