Сегодня у меня юбилей - тысячный пост в ЖЖ.
Этот пост я хочу посвятить самой лучшей, на мой взгляд, картине моего самого любимого художника.
Узнаёте?
Я бы не узнал…
Ни на одной картине не приходилось мне видеть такой, убитый горем, взгляд собаки…
Это фрагмент картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу».
Самой его известной и гениальной.
Похоже, что эта работа великого мастера была любимой картиной Андрея Траковского. Как он её показывает в своем фильме «Солярис»! Пожалуй, именно после «Соляриса» я так проникся творчеством Питера Брейгеля…
На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, послужившие названием этой картине. Название это, скорее всего, дали позже, и не сам автор.
Картина относится к циклу работ «Времена года». Из цикла сохранилось пять работ. Год назад, в Вене, была устроена выставка, на которой были представлены четыре из них.
Три, включая «Охотников…» и так принадлежат Венскому музею истории искусств, одну - «Сенокос», привезли из Праги, пятую «Жатва», из Нью-Йорка, увы, привезти не смогли.
До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» - 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам. В таком случае «Охотники на снегу» или её ещё называют «Зима», была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах в те времена Новый год отсчитывался от Пасхи.
Возвращающиеся охотники без особых трофеев - лишь тощая лиса за плечами одного из них. Также понуро бредут за ними и охотничьи собаки. И только одна, остановившись вдруг, оглядывается.
Картину "Охотники на снегу" можно рассматривать бесконечно. И каждый раз находить в ней что-то новое.
Много раз я рассматривал репродукции этой картины, но никогда не обращал внимания на этого пса. А ведь это единственное существо, которое смотрит с картины на зрителя.
Все остальные персонажи заняты своими делами - охотники уныло бредут, крестьяне разжигают огонь, дети внизу играют на свежем льду… Всем не до зрителя.
В музее, когда подходишь к картине, получается так, что взгляд собаки находится практически на уровне глаз зрителя и ты непроизвольно встречаешься с ней глазами.
Что хочет этот пес нам сказать? Извиниться за неудачную охоту?
А, может, художник вложил в этот взгляд более глубокий смысл?