Авто и мотоспорт - рискованные виды спорта. И спидвей - гонки на мотоциклах по ледяному треку, увы, не исключение. Высокие скорости, отсутствие каркасов безопасности как у гоночных автомобилей, делают спидвей вдвойне рискованным. Тем более, колеса гоночных мотоциклов в спидвее оснащены вот такими шипами.
И хотя гонщики надевают на себя защитные щитки, похожие на латы средневековых рыцарей, трагедии не избежать. Пожалуй, самым трагичным в истории мотогонок на льду можно считать 23-й заезд финала 19-го личного чемпионата мира по мотогонкам на льду, проходившего 19 февраля 1984 года на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках, когда двукратный вице-чемпион мира, двукратный чемпион мира в командных гонках Анатолий Гладышев погиб на глазах многочисленных зрителей.
Среди этих зрителей был и я.
Надо вспомнить, чем знаменателен февраль 1984 года.
9 февраля скончался Генсек ЦК КПСС Андропов и уже неделю страной правил ни кому не понятный К.У. Черненко. Но нам, молодым и весёлым студентам четвёртого курса это было не так интересно. Важнее было то, что в Москве, не избалованной в те годы спортивными авто - мото соревнованиями международного уровня, состоится финал Чемпионата мира по мотогонкам на льду. Я не очень большой любитель мотоспорта, больше, конечно отдаю предпочтение автоспортивным состязаниям. Но финал Чемпионата мира! Такое нельзя было пропустить!
Воскресенье 19 февраля выдалось морозным и солнечным. Одевшись потеплее, мы с друзьями отправились в Лужники. Билеты купили без проблем. Отличное настроение поддерживали спиртным, пронесенным «для сугреву» без особых проблем - досмотром болельщиков тогда особо не заморачивались. Не сказать, что арена Лужников была заполнена, но народу было прилично для зимнего периода. Зрители просто стояли на деревянных скамейках заснеженной трибуны. Болели, конечно, за наших. Среди участников заездов были шведы, австрийцы и даже итальянцы. Итальянского гонщика, помню, звали Адриано. И когда он проезжал мимо нашей трибуны мы весело кричали ему: «Адриано! Передавай привет Челентано!». Короче, веселились в меру своего чувства юмора и принятого на грудь спиртного и наслаждались спортивным праздником международного уровня.
И все было замечательно до 23-го заезда. На каждый заезд выходило по четыре гонщика. На этот раз стартовали двое наших, швед и австриец. Сразу после старта, проехав первый вираж, гонщики попали в какой-то завал. Что там произошло, с наших мест было не очень хорошо видно, но после столкновения один из наших гонщиков остался лежать на льду. Честно говоря, падение не выглядело таким уж страшным. Гонщики и до этого по ходу соревнований падали, но вставали, поднимали мотоцикл и двигались дальше. Но в этот раз гонщик лежал без движения. Потом из-под трибун попытался выехать на лед, дежуривший РАФик «Скорой помощи» бесполезно… Он не смог проехать по голому льду трассы и нескольких метров. Тогда на лед выехал небольшой трактор с прицепленной к нему металлическим ковшом-волокушей, на которой были несколько человек, среди которых и врач с скоропомощнмы чемоданом. Трактор двигался очень медленно, но наконец, добрался до лежащего на льду гонщика. Люди склонились над лежащим на несколько минут, потом погрузили в тракторную волокушу и так же медленно довезли его до машины «Скорой помощи».
Соревнования прервались минут на сорок. После эвакуации пострадавшего гонщика на лед вышли трактора со скребками - чистили лед. А в это время по трансляции объявили, что с гонщиком - Анатолием Гладышевым все нормально, он отправлен в больницу и пришел в сознание в машине скорой помощи. Потом заезды возобновились. Увы, чемпионат закончился на грустной ноте - чемпионом стал швед Эрик Стенлунд.
Через некоторое время кто-то из моих друзей, с кем мы были в тот день в Лужниках, сообщил, что вроде бы прочитал в какой-то газете, что гонщик погиб. И при этом на трибуне наблюдали за гонкой его жена и дочь. Сейчас уже сложно вспомнить, действительно ли кто-то прочитал это в какой-то газете - советские газеты редко публиковали такие печальные новости. Если только где-то в «Советском спорте» был напечатан некролог по Анатолию Гладышеву без описания всего драматизма его смерти.
Тут надо сказать, в чем была интрига той гонки. К победе рвался «молодой да ранний» двадцатиоднолетний швед Эрик Стенлунд. Вровень с ним по очкам в текущих заездах шли два наших гонщика Владимир Сухов и Юрий Иванов. Задача советских гонщиков - во что бы то ни стало остановить шведа. Проиграть домашний чемпионат молодому шведу было бы позором для наших опытных спортсменов. Да и за честь страны обидно. И задачей Гладышева в 23-м заезде было не дать Стенлунду прийти первым.
Вот как описывают те события люди, также присутствовавшие в тот день в Лужниках, и при этом более сведущие в делах спидвея, чем мы, в принципе, простые зрители:
… по первой дорожке ехал швед Эрик Стенлунд, по второй - Гладышев, по третьей - Виталий Русских, по четвертой - Вальтер Вартбихлер (Австрия). Сначала Гладышев правее Стенлунда, который уехал вперед. Затем он все-таки дотягивается до шведа и, увлекшись, совершает нелепую ошибку. Ударившись в мотоцикл Русских, Гладышев оказался на льду прямо под колесами мотоцикла Вартбихлера. Все произошло за каких то 2-3 секунды. Стальные шипы мотоцикла одного из его соперников пробили сонную артерию упавшего на лёд гонщика. Смерть наступила мгновенно…
Ему было 37 лет.
В этот день, 19 февраля, я хочу, чтобы люди вспомнили о советском гонщике Анатолии Васильевиче Гладышеве (1947, г. Рубцовск Алтайского края - 19 февраля 1984, г. Москва)
Заслуженном мастере спорта СССР по мотогонкам на льду. Чемпионе мира (1979, 1981). Неоднократном призере мировых первенств и чемпионата СССР…. Трагически погибшем во время чемпионата мира в Москве.