Монументы воинам-автомобилистам

Aug 22, 2017 21:38

Была такая тема - обсуждали каким должен быть памятник военным автомобилистам.
На примере творения скульптора Рукавишникова, которое установили два года назад в Москве:

http://amak-190.livejournal.com/105258.html

А как ещё сохраняли и сохраняют память о воинах автомобилистах ?

Самые простые памятники - это когда на пьедестал установлен автомобиль эпохи войны.
Такие памятники не несут какой-то особой художественной ценности, скорее техническую и историческую. В основном они создавались силами, каких нибудь автомобильных предприятий, у которых в дальнем углу автопарка пылился автомобиль-ветеран, списанный, но не отправленный в металлолом. И энтузиасты восстанавливали его до нормального состояния, чтобы сохранить экземпляр для потомков в виде памятника. Большое им за это спасибо.

Такие памятники есть

в Москве в Черёмушках


Автомобиль для памятника был найден Алексеем Стрелковым. Отреставрировал его Александр Алексеевич Ломаков (1928-2005), основатель знаменитой коллекции ретро-автомобилей. Ушло у него на это в совершенно не приспособленных условиях около 5 месяцев. И поздней осенью 1988 ЗиС-5В, 1942 года выпуска, был установлен в виде памятника.

в Омске  у Сибирского Автодорожного Института



31 октября 1980 г. у СибАДИ состоялось торжественное открытие памятника советским автомобилистам, участникам Великой Отечественной войны. Открытие памятника было приурочено к 50-летию института, которое отмечалось в декабре 1980 г.
Автор проекта памятника - архитектор Ю. Б. Борусевич, выпускник СибАДИ 1954 г., техническое исполнение инженера Е. В. Сиппле.
На постаменте установлен грузовик ЗИС-5, «Захар» - как ласково называли эту неказистую с виду, но надёжную на любой дороге, в любую погоду машину.
На маршрутной схеме-карте нанесенной на пьедестал, указаны названия городов: Омск, Челябинск, Сталинград, Москва, Берлин и цифры: 1941-1945.
В постаменте памятника замурована капсула со списком студентов первого курса юбилейного 1980 г. и текст послания коллективу СибАДИ 2030 г.

В Лобне Московской области «Ветерану 1943»


В Самаре «Шоферам и машинам»





Реставрирован к празднованию 65-летия Великой Победы.

Где не смогли сохранить достойный экземпляр техники военных времён, установлены памятники без автомобилей, но имеющие свою художественную  и историческую ценность:

Есть памятные стелы, как в Саратове «Воинам-водителям»


В память героям-водителям на четвёртом километре трассы Саратов-Волгоград в 1975г. была установлена пятнадцатиметровая стела, облицованная балаковским мрамором и чуть подальше барельефная стена с военными сюжетами. В 2009 году, к 65-летию Победы по были добавлены мемориальные плиты с именами погибших автомобилистов.

Самый, пожалуй, известный  - в Брянске «Воинам-водителям»



Памятник воинам-водителям в Брянске, на трассе Брянск-Орел, открыт 12 сентября 1968 года.

Иногда устанавливают более современную технику, как сделали это в городе Острогожске Воронежской области  на территории в/ч 20115. Здесь установлен БАЗ-5937 и сделана надпись на постаменте «Воинам автомобилистам в честь 50-летия победы.


Эта воинская часть - Учебный центр по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы. Открыт на базе в/ч 20115 и является филиалом Военной академии МТО города Омска.
А в годы моей молодости она готовила водителей на четырехосные автомобили - тяжелые тягачи и базы для различных ракет. В этой части я во время военных сборов военной кафедры нашего института, принимал присягу в далеком 1984 году. Этого памятника тогда, конечно, не было, судя по дате, он установлен лишь в 1995 году, но насколько мне не изменяет память, был возле плаца в этой воинской части какой-то другой памятник, очень напоминавший памятник в Брянске.

Если обратить взор на другие, бывшие союзные республики, то, пожалуй, больше всего памятников на Украине.

В Запорожье памятник представляет собой и  постамент с автомобилем, и стелу с  эмблемой автомобильных войск,


профилем фронтового шофера и строчками из песни:



У этого памятника очень интересная история
Он был установлен в 1976 году по просьбе ветеранов. Его можно увидеть, проезжая по трассе Москва - Симферополь. Проект будущего монумента был придуман за одну ночь. На каменной стеле монумента начертаны слова благодарности воинам-автомобилистам Великой Отечественной войны. Стела переходит в пьедестал на котором установлен «ЗИС-5В». Это настоящая машина, а не макет. Этот автомобиль принимал участие не в одном бою. Но главное, известно точно - он участвовал в форсировании Днепра в Запорожье.

В столице Украины, Киеве известны два памятника воинам-водителям

Один, изображающий уставшего от фронтовых дорог водителя Виллиса


А второй  - «Воинам автомобилистам и дорожникам» - на постаменте, символизирующем шаткую речную переправу, по которой мчится по фронтовым делам ЗиС-5В.


ЗиС-5В установлен 9 мая 1985, скульптор Н. Кислый, архитектор С. Новгородский.
Памятник воинам-автомобилистам и дорожникам был установлен по случаю 40-летия победы в Великой Отечественной войне.Памятник представляет из себя установленный автомобиль ЗиС-5. Точно не известно, принимал ли именно этот автомобиль участие в боях, но изготовлен он в начале 1941 года, а обнаружили его случайно в конце 1970-х годов во внутреннем дворе обувной фабрики. Несмотря на пожилой возраст, трехтонная машина еще бойко ездила по территории фабрики, перевозя материалы. Ее восстановили и отреставрировали, и в 1985 году на пьедестал памятника знаменитая трехтонка въехала своим ходом. Согласно народной легенде, ее хоть сейчас можно завести, и она поедет.

В Днепропетровске, на мой взгляд, один из удачных памятников.  Простой, и в то же время передающий всю тяжесть напряженного труда фронтового водителя.
Только с ним за сорок лет произошло небольшое изменение.
Если при открытии в 1977 году надпись «Воинам-автомобилистам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны»


Найдя в интернете современное изображение этого памятника, я обратил внимание, что надпись «Воинам-дорожникам и воинам-автомобилистам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны».


Почему сразу, при установке памятника забыли про дорожников, хотя автомобилисты и дорожники - солдаты фронтовых дорог всегда несли службу рядом, не знаю.
И когда  и по чьей просьбе потом была восстановлена справедливая память труженикам военных дорог, для меня загадка.

Но выскажу одно предположение.
В Советской Армии до 4 марта 1988 года Автомобильные и дорожные войска были объединены, и имели общую эмблему.


А после 4 марта 1988 года военные дорожники были выделены в отдельный род войск и у них появилась собственная эмблема



В дальнейшем  это разделение перешло и в Вооруженные силы РФ.

Возможно, в Вооруженных силах Украины Автомобильные и дорожные войска вновь объединены в общую структуру, что и отобразилось на монументах, установленных на территории Украины «Воинам-автомобилистам и дорожникам».

А у нас в стране Воины-дорожники также не забыты. Вот такой памятник им был установлен Росавтодором в 2014 году на Минском шоссе в Московской области.



Как мы видим, памятники очень разнообразные, все зависило от сил и средств, от возможностей и творческих талантов создателей этих памятников. Но главное в этих памятниках - память о ратном труде воинов -водителей. И воинов-дорожников.

История ВОВ, МАМИ, День Победы

Previous post Next post
Up