Вирус филэллинизма

Jan 31, 2016 21:57

В прошлый раз влияние Греции на мои взгляды так ярко проявилось при планировании маршрута по Салоникам. Я внезапно заметила, что годами бессознательно избегала османских памятников - свидетелей "позорного рабства". Нужно было отступить на шаг и напомнить себе, что да, Греция четыре сотни лет входила в Османскую империю, и это не только определило ее дух, но и оставило множество материальных следов. Только после этого получилось увидеть город со всех сторон, с отсылками ко всем страницам его истории.
Что это было, жажда "национальной чистоты"?

Только что прочитала статью Mary Beard для BBC, старенькую, 2011 года - а вот тема непреходящая. Уважаемая г-жа Берд рассуждает, где должны находиться "мраморы Парфенона" - т.е. мраморные памятники, вывезенные в XIX году лордом Элджином из Афин в Лондон.
Лорд Элджин был британским послом в Константинополе, Греция в ту пору была под османами. Те вроде бы выдали лорду разрешение, и он погрузил на корабль одну из шести Кариатид и фрагменты мраморного фриза Парфенона. Уже дома лорд разорился и продал мраморы британскому правительству, и теперь любой желающий рассматривает их в Британском музее.

Затык в том, что хотелось бы рассматривать их в музее Акрополя, где хранятся оставшиеся элементы декора храма и 5 Кариатид.
Точнее так. До этой статьи я не могла определиться с позицией. Мне казалось, это достояние мира, и, возможно, в Британском музее сокровища Акрополя увидит даже больше людей. Был и еще аргумент: Венера Милосская и Ника Самофракийская, тоже в свое время вывезенные из страны и размещенные в Лувре, сделали Греции и ее скульптуре мировой PR. В Греции много статуй, но ни одну из них греки не превратили в легенду. Ту же работу теперь проделывают фрагменты фриза и Кариатида в Британском музее.

Однако когда эти аргументы использует Мэри Берд, дополняя их замечанием, что вывезенные памятники хранятся в Лондоне уже 200 лет и "отлично прижились", успев вдохновить местных поэтов и писателей на великое творчество - меня охватывает жуткое раздражение. Прижились, значит? Вроде как похищенный в младенчестве ребенок приживается в неродной семье, да? Пока кровная мать убивается и не бросает попыток его вернуть?
Наверное, так же думают сами греки, стоит завести тему вывезенных ценностей.

Не знаю, возможно ли вообще оставаться непредвзятой и при этом развивать эмоциональную связь с местом и его жителями?

greece

Previous post Next post
Up