Щегол и Женщина на лестнице

Mar 08, 2015 02:05



Как становится известно из аннотации, речь в книге, помимо всего прочего, идет о произведении искусства и о символьном понимании его роли в нашей жизни.

Есть такое выражение “всё было придумано до нас”. его можно понимать как то что “все ноты придуманы, все цвета показаны, все рифмы собраны и сюжетов всего два”. Но на самом деле оно о том что все те уникальные чувства и события которые со временем наполняют нашу жизнь, совсем не уникальны. Они уже происходили с другими людьми. Сколько книг написано о дружбе, сколько стихов посвящены любви, сколько симфоний плачут о тоске и разлуке!
Все эти непонятные слова вроде “любовь”, “дружба”, “преданность”, “горе” - определения которым мы так любим давать и спорить об их правильности -  все эти слова мы сразу же узнаем как только встречаем их в ком-то или в чем-то. Так для нас становятся любимыми песни, запахи, картины, места и даже люди.

“Идолопоклонство! Страстная любовь к вещам - губительна. Да только, если сильно любишь какую-то вещь, она начинает жить своей жизнью, верно ведь? <…> Ты всю оставшуюся жизнь будешь искать или стараться как уж угодно повторить те самые, первые образы, от которых у тебя треснуло и надломилось сердце?”

“Вот есть великие шедевры живописи - народ со всего света съезжается на них посмотреть <…> Но если картина по-настоящему запала тебе в душу, переменила то, как ты вообще смотришь на мир, как мыслишь, как чувствуешь, то ты не думаешь ведь: “О, мне нравится универсальность образов этой картины” или “Я люблю это полотно за то, что в нем отражены общечеловеческие ценности”. Искусство любят совсем не за это. А за тихий шепоток из-за угла. “Пccс, эй ты. Эй, малый. Да-да, ты”. То, что заставляет трепетать именно твое сердце ”

Еще очень давно, году в 2002-м, со мной произошел случай. Я увидела в книге репродукцию пастельного рисунка. Этот рисунок был среди многих других со схожим сюжетом и техникой. Но именно он задержал меня, глаза зацепились за эти линии и цвета, почти физически чувствовалось как взор расширяется и в него помещается целая история. И эта история моя, но нарисованная чужим человеком, в далеком месте, много лет назад.

Девушка сидит на лестнице и держит в руках голубку. На одной руке птица сидит как в лодочке, а вторая самыми кончиками касается перьев. Но хоть птица заключена в обеих ладонях, крылья у нее свободны и, кажется, что вот-вот она чуть привстанет и улетит. Девушка сидит в помещении, спиной к открытому окну. Рядом сидит вторая - “свободная” - птица, но девушка с нежностью смотрит на пленника в руках. Птица не улетает из открытых рук, как и девушка символично отвернулась от открытого окна.

Мы любим не людей и предметы, а их след в нашей жизни. Как плуг на поле, нашу жизнь бороздят люди и события. И, проходя, оставляют всходы.  Потом мы с упоением гуляем по этим памятным садам, и не желая расставаться, насаживаем вокруг все новые и новые. Ищем в людях эти росточки. Возводим вокруг себя лес, из которого не хотим уходить, хоть и любим заявлять о просторе и свободе. Как у той птички, у нас есть крылья, но наша свобода и воля в том чтобы ими не пользоваться. А как высшее благо - вверять свои крылья другому человеку. Сидеть на его ладони и только кончиками перьев касаться его пальцев.


читать, Человечки, текст

Previous post Next post
Up