Оригинал взят у
natakholina в
ЛИКБЕЗ от коллегНекоторое время назад я написала вот
эту статью о пути клиента в психотерапии.
Сейчас же мне хотелось бы, в качестве продолжения, поделиться интересной и расставляющей многие акценты лекцией Ирины Млодик "Специфика проживаниястадии конфронтации в психотерапии в зависимости от преобладающих защит" , с которой Ирина выступила на XVIII Фестивале Южно-Российской Гильдии психотерапии и тренинга в октябре этого года.
Эта лекция может быть полезна как интересующимся процессом клиентам психотерапевтов, так и самим психотерапевтам.
Что клиент приносит до стадии конфронтации. Предшествует, конечно, стадия 1.Знакомства, создание рабочего альянса.
Что приносит клиент нам на первую встречу: свою боль, проблему, свое недоверие, желание быстрее все изменить, решить проблему, тревогу, разочарованность, усталость от самостоятельной борьбы, готовность - не готовность брать помощь.
Клиентский минимум - услышанность, понятность, проверка на доверие, проверка на возможность что-то получить, проверка на возможность быть принятым в своих бедах.
2. Работа с актуальными насущностями клиента (обращение к его взрослой части).
Что приносит клиент на этом этапе - не только свой сформулированный и частично осознанный запрос, но и свое отношение к своим проблемам, в соответствии с уже сформированными защитами:
-- я так сейчас красиво расскажу, так мило пожалуюсь, что терапевт полюбит меня всей душой и все мои проблемы решит за меня (истероидная);
-- проблема не во мне, в ком-то другом, и что если это подтвердит терапевт, то и моя жизнь изменится, пусть только попробует не подтвердить (!)(психопатичная);
-- Жизнь ко мне несправедлива, мне не додали чего-то важного, и терапевт должен додать и желательно, бесплатно, я еще что - платить за это должен?!...(оральная);
-- мне уже ничего не поможет, все плохо, бессмысленно и не стоит наших усилий (депрессивный);
-- я все делаю-делаю и никак не получается изменить или измениться, видимо, я чего-то не предусмотрел и виноват, скажите что мне делать по-другому, я должен быть хорошим клиентом для вас (компульсивная);
-- есть быстрые способы избавления от моих проблем, и терапевт их знает, но не говорит, нехороший человек..., видимо, хочет меня использовать в своих целях (паранойяльно-контролирующая);
-- мне никто не может помочь, настолько серьезны и уникальны мои проблемы, тем более какой-то не самый умный и квалифицированный терапевт в очень сомнительной области знаний, которой является психология...(нарциссическая);
-- извините, что докучаю вам своими проблемами, вы уже от меня устали, но это просто потому что я плохо работаю, ленюсь, торможу? А вообще-то заниматься своими делами так не хорошо, пойду еще кого-нибудь спасу, облагодетельствую... (мазохистская)
На протяжении терапии все или многие из защит могут и, скорее всего, будут всплывать у одного и того же клиента...
3. Проявление детских моделей через перенос в терапии и жизни (работа с регрессивным материалом клиента, его внутренним ребенком).
Что приносит клиент на этом этапе: начинает проявлять себя также как в детстве, вовлекая нас в процесс повторения и ретравматизации детской прошлой жизни в контакте между нами и в своей каждодневной жизни. Регресс иногда лишает его сил, клиент теряет уверенность, иногда веру в терапию, устает от постоянных переживаний, боли, но и стремится к ним, ощущая в них очистительную силу.
Чем важен этот этап или этот фокус: возможность увидеть и принять те чувства и модели восприятия и реагирования , которые были в прошлом и которые продолжаются в настоящем. Когда ясно видим особенность того способа, которым мы опосредованы нашим прошлым, у нас появляется возможность его изменить. Когда я все больше становлюсь тем, кто я есть, я могу измениться.
4. Конфронтация с детскими моделями
Этот этап нужен для того, чтобы клиент перестал платить огромную цену за исполнение детских потребностей, пытаясь повлиять на мир, вместо того, чтобы прямо действовать, исходя из своих потребностей. Еще один важный шаг к сепарации и взрослению.
Не наша задача - обеспечивать все детские потребности клиента, если мы это будем делать, то он станет от нас психологически зависим и не сможет взрослеть. Когда наш реальный ребенок требует пятую конфету, мы вправе и возможно должны ему отказать, ставя границу, мы вводим естественное ограничение, проявляем заботу, оберегаем от последствий и задаем ему мотив для роста: когда ты вырастешь, ты сможешь сам определять, сколько конфет тебе есть. Тогда у ребенка появляется стимул расти.
Некоторые дети начинают манипулировать родителями, чтобы получить то, что им нужно. Это происходит в том случае, если родители не тверды в своих посланиях и границах.
Когда модели становятся явными, сфокусированными и для вас и для клиента, тогда может происходить естественный отказ от необходимости неосознанно управлять миром ради удовлетворения потребностей.
Приводить в движение вселенную, чтобы она дала тебе то, что тебе нужно, - так делают те, кто «застрял» в детском способе взаимодействия с миром. Взрослому достаточно протянуть руку и взять то, что нужно.
Через конфронтацию происходит взросление: я не буду по сути заставлять мир реагировать на меня определенным способом.
Это не только конфронтация с нами (нам часто приходится говорить неприятное для клиента, не то, что бы он хотел услышать, то, что ему больно слышать), это и конфронтация с его родовыми посланиями, установками, с привычным в себе и своей системе.
Конфронтация - этот тот способ, с помощью которого мы не даем нашему клиенту воспроизвести свою детскую регрессивную ситуацию в отношениях снами, но при этом признаем ее правомочность.
То есть, к примеру: «да, вы всегда ожидали нападения или осуждения вас, но я не осуждаю, я предлагаю поговорить нам с вами о том, что вы регулярно опаздываете, а потом просите сдвинуть время». При этом признается субъективная реальность клиента, (да его всегда ругали и осуждали, говоря о дисциплине и границах, но сейчас я не осуждаю его, мы просто говорим о них, я напоминаю о том, что они есть, и это вызывает у него много чувств, я «разрешаю» ему принимать это без радости, со злостью).
Итак, как и с чем приходится конфронтировать нам с клиентами с разными структурами защит:
НАРЦИСС (использованный) - будет хотеть нас убеждать продолжать искать "идеального" себя и другого. Он убежден, что идеальность существует и стоит вложиться в ее поиски. На отличия реагирует токсичным сравнением. Обесценивание - любимый инструмент.
Что принимать и выстраивать: ни в коем случае не нападать на его амбициозные цели и задачи, не говорить, что деньги, статус, достижения - это неважно. Это важная ценность как для него, так и для вас (они - здоровая часть нарциссизма). Понимать, что близость будет регулироваться расстоянием как в кабинете, так попытками опаздывать или пропускать, принимать и выстраивать допустимую форму близости, раскрытия, «слабости». Не стоит сразу впихивать ему свою «человечность» и несовершенство. Это пугает, разрушает связь. Постепенно, в те моменты, когда он уже в состоянии обнаруживать свою. Очень много стыда, поэтому не пытаться все время радостно замечать его феноменологию.
С чем конфронтировать: с его стремлением обесценивать себя и вас, с идеей, что важен только результат (все больше показываем прелесть процесса), с идеей, что когда всего достигну буду счастлив (вряд ли, если не научится ценить то, что уже есть, чего достиг), что мелочи неважны (куда входит чувства, тело, события и т.д.), это утверждение создает в нем пустоту.
Учим: фокусироваться на себе, узнавать себя и других, не обесценивать маленькие, еле слышимые желания и потребности, присваивать маленькие, да и большие достижения, фокусироваться на настоящем, замечать себя и людей.
Трансляции: (под трансляциями я имею ввиду не точные слова, которые я предлагаю или озвучивает клиент, а послания, которые могут формулироваться, облекаться в индивидуальные слова, исходя из вашего уникального контакта).
Я понимаю, что вы привыкли всех сравнивать и обесценивать, но я достаточно хороша, даже если для вас не идеальна. Я позволяю себе ошибаться и при этом это не умаляет моего профессионализма, потому что я спокойно умею обходиться со своими ошибками. Я не езжу на БМВ, хожу пешком и не чувствую себя при этом полным «чмом». Да, амбиции это важно, но не важнее, чем сами люди. Да, результаты важны, но и процесс тоже важен. Вы можете достичь совершенства в неживом, все живое - достаточно хорошо по определению и идеальным быть не может, разве что весьма субъективно и кратковременно. Да, ваше детское ощущение, что вас будут любить только, если вы чего-то достигнете. Но многие готовы полюбить просто вас, если вы снизойдете до их незамысловатой любви.
ПСИХОПАТ (покоренный) считает, что если есть власть над кем-то, то есть и безопасность и любовь и удовольствие. На разногласия реагирует злостью, желанием навязать его точку зрения, подчинить, подавить. Отличия - как угроза выхода из неповиновения. Угрозы, подавление, запугивание. Перенос ответственности всегда на другого…
Что принимать и выстраивать: желание властвовать и демонстрирование своей силы, видеть и работать постепенно со страхом, позволение себе и другим иметь свои потребности, показывать, что потребности других ему ничем не угрожают, способность быть на равных и сохранять здоровые границы. Выстраивание неугрожающей ему уважительной близости.
С чем конфронтировать: с его желанием всех наказывать, удерживать, унижать, контролировать, с идеей экстренальности, с идеей о том, что когда будет безграничная власть и покорность, то он окажется в безопасности.
Учим: чувствовать свои потребности (иные, не только властные), обходиться со своим страхом, признавать его, поддерживать и защищать себя, уважению, в том числе уважению границ, использовать силу и агрессию на созидание и продвижение, а не на подавление других. Доверять и доверяться.
Трансляции:
Что за чушь выговорите? (Вы злитесь на то, что я говорю иное, нежели вы хотели бы услышать, но вы пришли ко мне и платите мне деньги как эксперту в определенной области, и мое экспертное мнение таково... )
Все люди (мои сотрудники, моя жена и вы сама) идиоты и делают, что попало ( Все и я поступают, исходя из своих соображений, но вам так не нравится, когда это не то, что хотели бы вы).
Нет просто только я знаю, как лучше, нет у них никаких соображений! (это может пугать, что мир вам так не подконтролен, и кто-то может стать сильнее вас, и снова воспроизведется то, что было в вашей семье, поэтому вам хотелось бы быть сильнее и властнее, чем все они, хотелось бы, чтобы они подчинялись).
Я плачу вам деньги и требую, чтобы вы делали здесь, как я сказал. (Здесь я - хозяйка кабинета, и здесь действуют мои правила. Вам придется их принять и довериться мне. Если вам трудно доверять мне, давайте поговорим и об этом).
Почему это я должен подчиняться вашим правилам? (Вы свободны и всегда можете уйти, если вам не подойдут мои правила. Вы не обязаны воспринимать их радостно. В детстве вам некуда было деться, вы не могли уйти, сейчас вы можете).
Вокруг одно сплошное свинство и недоразумение... (Вам не нравится то, что происходит вокруг, вы не всегда можете сразу изменить весь мир, но вы можете повлиять на то, что окружает вас, сделать то, что считаете нужным).
Если бы я мог, вот где они уже у меня были бы, и вы вместе с ними! (Я не против вас, я за себя, я за наш процесс, я за то, чтобы быть полезной и эффективной для вас и у меня достаточно сил, убежденности и умений, чтобы сделать это).
ИСТЕРИК (соблазненный) - делает все, чтобы мир продолжал крутиться вокруг него, а если не вокруг него, то неинтересно. Он должен обаять вас и постоянно удерживать свою вечную привлекательность. Вы должны все время умиляться или восхищаться им, иначе он реагирует драмой, манипуляциями, аффектами в зависимости от обстоятельств, обвинениями. Давление своими чувствами-инструмент.
Что принимать и выстраивать: быть «кремнем» и не соблазняться, но понимать, что желание соблазнить - важный оплот безопасности для них, выдерживать границы, видеть, опознавать манипуляции, и грамотно их возвращать клиенту, вскрывая истинные намерения. Принимать, но не сразу «срывать»маски, когда вы понимаете, что что-то преувеличено или придумано. Это способ клиента казаться, пока важный для него, но постоянно идем с ним к тому, чтобы быть, а не казаться.
С чем конфронтировать: с идеей, что главное - найти кого-то правильного и хорошего, который меня спасет, структурирует, с идеей Силы, вынесенной вовне. (сильный отец, слабая мать, а значит, я буду маленькой пташкой, которая нуждается в сильном мужском плече). Я буду прикидываться нуждающейся и слабой, и кто-то сильный меня полюбит (часто находят психопатов).
Учим: видеть, ощущать, открывать и присваивать собственную силу, глубину, структуру, содержание, а не только форму. Не казаться, а быть, проявлять себя, свою суть, а не играть, прикидываться. Ценить себя всю, а не только свою внешность и красивое тело.
Трансляции: Почему вы не ответили на все пять смсок, что я прислала вам ночью? (Я верила в то, что вы сможете справиться со своими чувствами и дожить до утра и принести все это на терапию).
Давайте встретимся хоть раз не в этом странном кабинете, а в кафе, (да, наверное в кафе вам было бы приятнее, но моя позиция терапевта не позволяет этого, к тому же я тогда буду менее эффективна как терапевт).
Я хочу, чтобы вы посетили мою выставку, спектакль и т.д., хочу знать ваше мнение о моем творчестве ( я очень рада за вашу выставку или спектакль, но я не могу на него пойти вместе с вами, и мне, как терапевту важнее знать, что вы чувствуете по поводу вашего творчества). Уходя: «Я ничего не запомнила, что мне нужно запомнить?» (Все что нужно вашей психике, вы услышали и запомнили).
Я не выживу без вас! Ну почему у вас такой длинный отпуск! (Вы сможете выжить без меня, пока я в отпуске, несмотря на то, что я слышу, как это тревожно для вас, но вы сможете справляться со своими проблемами, поскольку как-то делали это до меня).
ДИССОЦИАТИВНЫЙ (отщепивший, травмированный) - будет доказывать, что он весьма "жив" , и что в отщепленном нет никакого смысла, что его способ жить самый естественный и лучший. На отличия, разногласия реагирует или бесчувствием или внезапным мало предсказуемым аффектом, от которого потом виноватится.
Что принимать и выстраивать: Страх перед воспоминанием, встречей, и присвоением, интеграцией, постепенное возвращение и проживание чувств, постепенно снимаемая слепота и возможность видеть и называть. Полярность чувств по отношению к нам (от жгучей привязанности и благодарности к ненависти и желанию уничтожить или связь или нас самих). Много стыда и злости направленных на себя самих. Злость и стыд разворачивать нанасильников.
С чем конфронтировать: с желанием долго закрывать на это глаза, с присвоением нам своей проекции (насильников и т.д.),с их потребностью, чтобы мы подыгрывали их известной части и не трогали другую. С не присвоением себе насильников, зависимых или сумасшедших, которых они поглотили, съели. С тем, что он мог что-то сделать, чтобы этого не произошло. С идеей собственной виноватости и стыда за происходившее.
Учим: замечать, себя и других, переживать, признавать свою расщепленность и полярность, дорожить связью, расширять себя и мир ( не видеть его однобоким), видеть своих близких не монстрами, и не«зайками», а объемно и реально, интегрировано. Признавать свою беспомощность и неспособность справиться тогда иным способом. Сочувствие к себе самим вместо стыжения и обвинения. Принятию и в себе тех частей, которые есть у родителей.
Трансляции.
Папа часто бил мать, но ничего страшного, я быстро перестал этого бояться, просто уходил к себе и баррикадировал дверь (вы, вероятно были сильно напуганы, и много лет подряд испытывали ужасный стресс).
Рассказывает одну за одной ужасные унижающие истории из своего детства «ну, это ничего , что старое вспоминать» (понятно, что вам не хочется ворошить все те неприятные чувства, что погребены под крепкой плитой вашего нечувствования).
Да у меня был замечательный отец, он очень меня любил, крепко целовал в губы, обнимал и отвадил всех моих ухажеров (это называется инцестуозное поведение. Трудно одновременно любить своего отца и испытывать отвращение к тому, что он делает с вами).
Так ужасно, что я ничего не могла с этим сделать, я была как будто парализована (да, вы были ребенком и у вас было недостаточно силы и власти, чтобы противостоять взрослому насильнику (особенно если он является родителем).
Да, но он хороший, он же не специально, это я во всем виновата (вам трудно злиться на своего насильника и вы разворачиваете агрессию на себя, но это его вина и ответственность за сделанное, и вы вправе злиться на него).
ШИЗОИДНЫЙ
Что приходится долго принимать и выстраивать: недоверие, спроецированную враждебность. Поскольку любой клиент в защитах будет делать то, что делали с ним, то и шизоид будет сильно на вас злиться и проецировать на вас свою непризнанную злость и будет пугать и пугаться. Невозможность проявлять чувства и непонимание необходимости хоть как-то проявляться.
С чем конфронтировать: с не желанием видеть и признавать свою ярость и страх, с желанием оставлять себе свой спазм, даже телесный, как способ контроля за «входом» в организм, с его нежеланием и неспособностью взять на себя поиск своего места и своих прав, которые возможны только после присвоения собственной ярости и своих чувств и аффектов. С его нежеланием менять спасительную “нежизнь” на жизнь. С его нежеланием вступать в контакт с нами и миром.
Учим: ощущать себя, свои чувства, свое тело, замечать другого напротив, проверять мир на враждебность, присваивать свою злость, защищаться в активном контакте, а не избеганием. Доверять и доверяться.
Трансляция:
Я и так сам все понимаю. (понимания недостаточно, иногда важно что-то почувствовать и прожить).
У меня нет никаких чувств (вы научились их контролировать и подавлять, но это не значит, что их нет, вам просто трудно их ощутить).
Что со мной сейчас происходит, это совершенно не важно. (Мне важно все, что вы ощущаете, малейшие сигналы вашего тела, а не только то, что вы думаете).
Мир враждебен и угрожающ (мир разный, иногда он угрожает, а иногда там может быть кто-то, кто поможет вам, например, я).
Я привык опираться только на себя, мне не нужна чья-то помощь (это отличный навык, но от этого можно очень устать, а иногда может просто не оказаться сил, или не знаешь, как).
Вы мне не рады, вас и так все грузят, (В вашем окружении вам обычно , вероятно, не радовались, но я рада, к тому же не ощущаю, что вы меня грузите, мне интересно).
Как только вам станет трудно со мной, вы меня выгоните и возьмете кого-нибудь полегче и приятнее.( Это не так, это место ваше).
ОРАЛЬНЫЙ
Что приходится долго принимать и выстраивать: идеализацию, попытки захвата, агрессию в ответ на покидание, слабое видение различий, пассивное поведение, проявление сверх-заботы к другим
С чем конфронтировать: С пассивно-агрессивным и аутоагрессивным поведением, с иллюзиями ожидания (не буду сам- кто-то появится и все изменится), с идеей отказа от собственных потребностей.
Учим: переносить фрустрацию потребностей без отказа от них, опираться на себя, от пассивной к активной позиции и проявлению чувств.
Трансляции:
Пусть это кто-то сделает за меня (пока вам трудно поверить в это, но вы способны сделать это сами).
Раз так, Я теперь ничего не хочу (это вряд ли, просто вам трудно пережить тот факт, что вы не можете получить точно то, что хотите и столько, сколько хотите).
Мои близкие, друзья и вы всегда должны быть рядом и оказать мне поддержку, иначе они не близкие (люди не могут и не должны быть в постоянном доступе для вас, у них еще есть своя жизнь, а вы можете попробовать хотя бы иногда справиться сами).
Если уж у меня появился близкий, то я его всеми силами удерживаю (не удивительно, что он быстро начинает хотеть сбежать, вы не верите, что отпуская, вы становитесь сильнее и свободнее, потому что много можете сами).
Только другой может мне дать тепло и любовь (вы в состоянии стать для себя любящим другим, чтобы у вас была самоподдержка, если нет рядом близкого).
Ждать - это хорошая стратегия (пока вы ждете, вы не живете, ожидание лишают вас жизни прямо сейчас и все силы уходят на надежду, а не на действие).
МАЗОХИСТИЧЕСКИЙ (униженный, лишенный достоинства)
Что приходится долго принимать и выстраивать: его неготовность начать заботиться о себе напрямую, обеспечивать свой комфорт, его проективную идентификацию в вас и весь мир своего садиста, его желание посвящать свою жизнь кому-то, его необозначение своих границ.
С чем конфронтировать: с идеей о последующем воздаянии, с манипулятивными ожиданиями заботы о нем, с его пассивной агрессивной позицией, с самонаказанием и самолишением, с его моралью - ожиданием, что все вокруг тоже должны быть такими же «все ради других».
Учим: видеть своего съеденного «садиста»,прямым способом проявления и заботы о себе, возвращаем волю «мне нужно»,фокусируем на своей жизни для себя, своих удовольствий, учим защищать свои границы и собственность.
Трансляция:
Я должен позаботиться о моих близких (вы должны позаботиться о себе).
Удовольствия - это опасно, за них накажут (удовольствия - этапы естественных природных процессов).
Если я буду хорошим, и никому не мешать и ничего не просить, то меня все полюбят и будут благодарны (вас перестанут замечать, а ваш вклад и будут воспринимать как должное).
Если я себя чего-то постоянно лишаю и немного страдаю, будет мне воздаяние (вам будут болезни и возможно ранняя смерть, но чувствовать себя выбудете хорошо, вам будет гордо). Я очень добрый я всем помогаю (а они вас об этом просили? Или вы делаете это для себя, чтобы ощущать себя лучше?)
КОНТРОЛИРУЮЩЕ-ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ
Что приходится долго принимать и выстраивать: способность к принятию себя и других людей, желание конкретных советов или действий, которые будет «выуживать» сам из слов терапевта, старание узнать и сделать «правильно», неготовность видеть и доверяться процессу.
С чем конфронтировать: с иллюзией, что без контроля - катастрофа неминуема, что всем и ему нужно испытывать тотальный стыд за несовершенство, с системой наказаний и исправлений внутри и вовне, с идеей, что контроль другого - это благо для него.
Учим: доверять себе и другому, присваивать и пользоваться своими ресурсами и ограничениями, вкладываться в свою жизнь, видеть и присваивать то, как я справляюсь, даже если произошло что-то внезапное. Возвращаем фокус на себя, право действовать и реагировать. Учим проявлять власть вместо контроля.
Трансляции:
Я должен всех контролировать (это хоть и снимает вашу тревогу, но очень утомляет, к тому же вы все равно не сможете все контролировать, как бы вы не хотели этого),
Если я все не продумаю, не отконтролирую, то случится необратимая катастрофа (Непредсказуемость так невыносима для вас, но иногда невозможно предусмотреть все, даже вам).
Но я могу подготовиться, все продумав (если вы не будете тратить силы на продумывание и предсказание, то вам придется поступать реактивно, то есть в соответствии с ситуацией, видимо, это очень страшно для вас).
Без моего участия муж и ребенок тут же скатятся в пропасть (ну может они и совершат пару ошибок, зато быстро на них научатся, а возможно, что и отлично справятся без вас, но возможно это не такая уж радостная для вас новость).
Дайте мне какие-нибудь домашние задания, я должен исправлять себя более эффективно (Нате, раз вам без этого так тревожно. Но давайте еще и будем учиться доверять вашей психике, которая работает в значительной мере, даже если вы ее не контролируете).
Зачем же я сюда хожу, если я не буду меняться? (вы будете, но не по написанному вами или мной плану).
Так что же, вы считаете, не надо ничего и никого контролировать? (да нет, почему же, просто проявлять власть вместо постоянно гоконтроля гораздо эффективнее. Контроль - это сильное упреждение и попытка управлять миром, который не всегда хочет управляться вами, а власть - ваш способ действовать).