Nov 21, 2012 20:41
Из всех персонажей "Мастера и Маргариты" мне всегда больше всех нравилась Гелла. Мне до сих пор невероятно обидно, что так мало её в романе, что она постоянно на вторых ролях, что Булгаков как будто боится говорить о ней подробнее... Мне бы хотелось читать о Гелле если не целую главу, то хотя бы полноценные эпизоды, раскрывающие её историю, показывающие её в разных ситуациях. Мне не хватает того описания, которое дано ей, и тех событий, в которых она участвует. Гелла может гораздо больше, чем "поцеловать" Варенуху или напугать Римского. По сути - она является незаметным лидером в свите Воланда, направляющим иногда даже ход мыслей и действий самого мессира. Она таинственна, о ней сказано гораздо меньше, чем о Коровьеве, или Бегемоте, она не так понятна, как Азазелло. Она - сплошная загадка, исчезающая без всяких авторских комментариев задолго до конца романа. Как будто растворяется в воздухе, как будто о ней просто забывают. В последнем полёте её нет. Почему? Чтобы не превратиться обратно в мёртвую девушку? Но неужели Булгаков не мог бы придумать ей какой-то более интересный финал, обосновывающий её появление в свите?.. Конечно, мог бы...
Мне всегда было интересно - а что она ощущала, когда корона и власть над балом достались Маргарите? В романе об этом - ни слова, но ведь не могла же она ничего не чувствовать. Не сказала ни слова, никак не выразила этих чувств, но это уже другое...
Маргарита для меня как раз не была никогда притягательным образом. Да, конечно, интересна и харизматична, сильна по-своему, но как-то всё мимо. Она понятна.
Гелла же - по-настоящему мощный персонаж. Практически полностью ушедший за пределы текста, почти выведенный за скобки, но от этого совершенно не потерявший своей силы. Более того, Гелла - это единственный женский литературный образ, который меня всерьёз интересует и притягивает. Ни к одной литературной барышне у меня подобного (да и вообще хоть какого-то) интереса не возникало никогда. Что-то такое действительно уникальное создал Булгаков, но не раскрыл совсем и не дал возможности Гелле проявиться ни на фоне Воланда, ни на фоне Маргариты.
из записных книжек,
литература,
впечатления