Карфагенский собор о пелагианстве

Oct 21, 2011 23:07

Каждое воскресенье мы собираемся нашим "кружком" и читаем воскресное евангельское зачало с толкованиями святых отцов. Однажды у нас возник затяжной спор о спасении некрещеных, особенно умерших во младенчестве, то есть не успевших совершить собственных грехов. Этот спор вспыхивал из встречи во встречу, и оппоненты подкидывали мне все новых контраргументов, которые я не всегда мог отразить. Чтобы прекратить высокоумие на эту тему в своих собеседниках, в одно из воскресений, я предложил им услышать голос Церкви по некоторым вопросам, в частности некоторые правила Карфагенского собора.

Прежде чем начать читать правила, мною было сказано небольшое вступительное слово, в котором я сказал, что святые люди (не говоря уже о Христе), имевшие гораздо более полное и целостное православное мировоззрение говорят, о том, что для спасения нужно быть крещеным, более того, нужно быть православным христианином, то есть членом Церкви, должны сохранять неповрежденную православную веру и иметь добрые дела, соответствующие вере. Предостерег также своих собеседников от того, чтобы находить "логические" лазейки и самостоятельно делать выводы, противоречащие выводам святых отцов. Для того, чтобы продемонстрировать к чему могут привести подобные самостоятельные выводы, предложил почитать правила Карфагенского собора:

123. Собор противу ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенския церкви, представившими на святый собор, которых имена и подписания внесены в деяния, яко Адам не смертным от Бога сотворен. Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема.

Церковь анафематствует тех, кто будет говорить, что Адам сотворен смертным, и что умер бы телом, даже если бы не согрешил.

124. Определено такожде: кто отврегает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения.

Церковь анафематствует тех, кто отвергает нужду крещения младенцев, или говорит, что они безгрешные, потому что рождаются, якобы, чистыми от всякой скверны.

Одна женщина, которая очень любит Осипова и часто его слушает*, сказала:
- Ой, а Осипов так говорит в своих лекциях.
- Вот и думайте, стоит ли его слушать. Восприняв такую ложную мысль, вы уже становитесь врагом своего спасения, поскольку становитесь сторонником осужденной ереси.
- Неужели он не знает об этом, он же профессор.
- Наверное знает. Сложно предположить, чтобы профессор не знал. Однако же учит вопреки церковному учению.
- Почему же ему позволяют?
- Это вы не меня спрашивайте. Я не могу его убрать с кафедры, с телевидения, но могу предостеречь вас, чтобы вы не слушали его лекций, поскольку, не разбираясь в православной вере, вы воспримите от него ложных идей и еще больше запутаетесь.

125. Определено такожде: аще кто речет, яко благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе Господе нашем, действительно к единому токмо отпущению грехов уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, таковый да будет анафема. Яко благодать Божия не токмо подает знание, что подобает творити, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнити, что познаем.

Смотрите, мы получаем благодать от Бога не только для оправдания и отпущения грехов, но и для того, чтобы впреть не делать новых. Как будет жить святой жизнью тот, кто этой благодати не имеет? Апостол говорит, что без святости, "никто не увидит Господа"(Евр.12:14).

126. Такожде, аще кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Иисусе Христе Господе нашем, к тому токмо, чтобы не согрешати, поелику ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема. Ибо когда апостол глаголет: разум кичит, а любы созидает (1 Кор. 8, 1): то весьма нечестиво было бы верити, яко к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем: тогда как и то и другое есть дар Божий, и знание, что подобает творити, и любовь к добру, которое подобает творити, дабы при созидающей любви не мог кичити разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (Пс. 93, 10); такожде написано и сие: любы от Бога есть (1 Ин. 3, 7).

Смотрите, благодатью Божией мы не только познаем, что не следует делать и чего следует делать, но и получаем любовь и силу для того, чтобы совершать добрые дела и противостоять злым. Кто говорит, что мы не получаем любви и силы для доброделания, того Церковь анафематствует.

127. Определено такожде: аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению, удобнее исполняли мы чрез благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нея исполнити Божественныя заповеди: таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: без Мене неудобно можете творити, но рек: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5).

Кто говорит, что можно (хотя и с неудобством) исполнять Божественные заповеди, не имея благодати Божией - того Церковь анафематствует, потому что по слову Господа мы без Него не можем творить ничего (Ин.15:5). Здесь у нас очень важные положения Откровения сходятся в фокус: даже младенцы крестятся во оставление грехов, потому что имеют реальную нужду в этом (п. 124), благодать, которую они получают, нужна для того, чтобы противостоять греху (п. 125), она дает любовь и силу для того, чтобы делать добрые дела, соответствующие вере (п. 126), без нее человек не может исполнять Божественные заповеди (п. 127). Вот и рассудите, как может спастись человек, который несет на себе первородный грех, не имеет сил, чтобы противостоять греху, не способен исполнять заповеди? Господь говорит: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного."(Мф.7:21) Если у нас нет сил, чтобы исполнять волю Божию, как мы можем войти в Царствие Небесное? Из Писания нам известно, что "сделанный грех рождает смерть"(Иак.1:15), как будет жить тот, у кого нет сил противостоять греху? Тот, кто собирается самостоятельно богословствовать должен учитывать все эти опредления, чтобы не перейти положенного предела. Вы раньше не знали об этих нюансах, а сколько еще вам неизвестны? Вот и подумайте, можете ли вы без опасности для вечной участи быть в чем-то не согласными со святыми, которым Церковь дала часть своего авторитета, засвидетельствовав их святость.

128. Такожде определено относительно изречения святаго Иоанна апостола: аще речем, яко греха не иммамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1 Иоан. 1, 8). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати, яко греха не имамы, а не ради того, истинно так есть: тот да будет анафема. Ибо апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедуем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (1 Иоан. 1, 9). Здесь весьма ясно показано, не по смиренномудрию токмо, но по истине. Ибо апостол мог бы рещи: аще речем, не имамы греха, себе возносим, и смирения несть в нас, но когда рек: себе прельщаем, и истины несть в нас: тогда ясно показал, что глаголющий о себе, яко не имеет грхеха, не истинствует, но лжет.

Грех во всех есть. Кто говорит, что безгрешен - прельщает себя и истины нет в нем. Если будем считать, что апостол Иоанн говорил об этом из смиренномудрия, а не по-правде, то подпадем под анафему. Обратите внимание опять, как имея грехи, можно спастись, не прибегая к единственному средству искупления?

129. Определено и сие: аще кто речет, яко святые, в молитве Господней: остави нам долги наша (Матф. 6, 12), не о себе глаголют, поелику им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и яко не глаголет каждый из святых особо: остави мне долги моя, но остави нам долги наша, так чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нем самом: таковый да будет анафема. Свят и праведен был Иаков апостол, когда рек: много бо согрешаем вси (Иак. 3, 2). Ибо для чего приложено сие слово: вси, аще не ради того, чтобы мысль сия согласна была со псалмом, в котором читается: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Псал. 142, 2). И в молитве премудраго Соломона: несть человек, иже не согреши (3 Цар. 8, 46): и в книге святаго Иова: в руце всякаго человека знаменает, да познает всяк человек немощь свою (Иов 37, 7). Посему такожде и святый и праведный Даниил пророк, в молитве, множественно глаголал: согрешихом, беззаконнодавахом (Дан. 9, 5), и прочее, что он тамо смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, как он глаголет не о своих, но паче о грехах людей своих: то он по сем рек, яко молихся и исповедах грехи моя, и грехи людей моих Господу Богу моему (Дан. 9, 20). Не хотел рещи: грехи наша, но рек: и грехи свои, поелику пророк как бы провидел, что явятся таковые люди, худо разумеющие сие.

Даже святые молились о прощении грехов, потому что нуждались в этом. Что говорить о нас, которые и грешим не в пример больше и просим о прощении не в пример меньше, чем святые. Но если святые люди имели нужду в оставлении грехов, то тем более мы, но как получит оставление тот, кто принебрегает спасительным таинством?

130. Определено и сие: аще кто полагает, яко самыя слова молитвы Господней, в коих говорим: остави нам долги наша, святыми произносятся по смирению, а не по истине: да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящагося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами свомим говорил, яко хощет имети отпущение, сердцем же глаголал, яко не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему.

И в молитве Господней мы молимся об оставлении реальных долгов, а не по смиренномудрию, потому что реально нуждаемся в этом оставлении.

---
* Эта женщина, к сожалению до сих пор слушает выступления профессора, и иногда с жаром сама начинает спор, что то, что он так доступно объясняет - это очень полезное дело, и что вокруг него одни плюсы, несмотря на все минусы... Прискорбно, что вопреки народной мудрости, гласящей, что ложка дектя портит бочку меда, люди готовы набрасываться на бочку дегтя, содержащую ложку меда.

ереси, вера, полемика, апологетика

Previous post Next post
Up