всегда удивляюсь, откуда они это берут...
в "документальном" фильме об истории полка "Нормандия-Неман"
речь зашла об одноименном художественном кино 1960 года.
и голос за кадром извещает, что для съемок фильма были использованы
найденные на Украине, "чудом сохранившиеся, настоящие истребители Як-3"...
почему на Ураине, и каким именно чудом все это сохранилось, не говорят...
вот где они это берут? ) видимо, из историй, начинающихся словами:
"одна девочка однажды осталась дома одна..."
короче, на консультанта денег не хватило, а тут и "гугл забанил"...
понятно, что к 1960-му году летающих Як-3, пригодных для съемок, не сохранилось...
но Як-3 здесь все-таки "причем", любой "гугл" скажет )
в 1945 году КБ Яковлева построило в одном экземпляре истребитель
Як-3У с мотором Швецова АШ-82фн воздушного охлаждения, что внешне
придало самолету "тупоносую" форму, вместо привычной "остроносой".
и хотя самолет на испытаниях показал высокие летные характеристики,
строить серийно не стали - война заканчивалась, да и реактивная эра надвигалась.
" на самом деле, такие истребители были построены малой серией, засекречены, и спрятаны
на складах "на случай ядерной войны" - говорится на одном из авиафорумов - "но
пока война не случилась, а кино снимать нада, про них и вспомнили, и достали с
секретных закромов"...
...хотя.... "доля правды" тут есть: наработки по "тупоносому" Яку были использованы для создания
учебного 2-местного самолета Як-11, который много лет служил верой и правдой в военных
училищах и ВВС разных стран.
а когда появилась необходимость у киношников в самолете-актере, провелась
обратная работа - 7 учебных 2-местных Як-11 были переделаны в одноместные,
получили трехлопастный винт, и приняли участие в съемках фильма "Балтийское небо".
а вот уже потом, через год, в другом "гриме" и с двухлопастными винтами, эти машины
снялись и в советско-французском кинопроекте.
"Балтийское небо", 1959г. кадр фильма.
"Балтийское небо", 1959г. тут видна почти вся эскадрилья переделанных Як-11.
задняя кабина "зашивалась", ставился новый "фонарь". пилотировали летчики ДОСААФ.
аэродром Борки.
"Нормандия-Неман" 1960г.
Як-11 в экспозиции Музея Техники.
на работе
на авиашоу.
воспроизведена окраска и шрифт исторического Ла-5фн,, только вместо "За Васька и Жору", креативщики написали "За Патрика и Луизу" )
под фото указано, что это один из ЯКов для фильма "Нормандия-Неман"... скорее всего, это один из многочисленных зарубежных Як-11, переделанных для участия в авиашоу в "истребитель 40-х". кабина пилота сильно смещена назад, по сравнению с "киношными" ЯКами.