Здравствуйте. Хотелось поделиться знаниями и опытом из учебы, практики и личной жизни, и то, и другое и третье связаны с общением с дементными людьми и их близкими. Попробую выкладывать сюда переводы статей, которые невероятно расширили мое понимание того, каким, наиболее щадящим, образом можно общаться с дементным человеком, улучшить - максимально, на сколько возможно - психологическое состояние пожилого человека и его близких. Я социальная работница, закончила Хайфский университет, практика последнего года - старики, в том числе дементные.
К сожалению, приходится признать, что на сегодняшний день не научились лечить деменцию. Она носит прогрессивный характер, при котором меняется личность человека, постепенно стираются его воспоминания, исчезают социальные навыки, меняется семейная динамика: тот, от кого все зависело, становится зависимым сам... Это трудно осознать: как может быть, что близкий человек, который выглядит примерно так же, как год назад, делает странные, порой опасные, вещи, говорит об известном событии "понятия не имею, о чем ты", забывает, что ты - его дочь, сын, жена... Кажется, тебя обманывают, притворяются, такого не бывает, потом ты видишь угасание, изменение поведения, исчезновение речи, индивидуальности. Чувства, которые мы испытываем к нашим заболевшим близким - жалость, злость, отчаянье, обиду - все они легитимны. Гнев, направленный как будто на больного, на самом деле выражает чувство бессилия. Ищешь панацею, думаешь, что же делать: напоминать бесконечно - это я, твоя дочь, показывать фотографии и штудировать семейные связи, даты, имена, чтоб назавтра опять вернуться к тому же нулю? Бессмысленно, как бороться с течением, только изматывает и не продвигает никуда. Так что же делать? Если продолжить сравнение - принять течение и плыть с ним. Не исправлять, не спорить, не напоминать, а принять ту действительность, в которой живет дементный человек, принять его восприятие и его чувства. Может ли это что-то изменить? Да. Это может улучшить качество жизни самого дементого человека и ухаживающего за ним. Я расскажу об относительно новой практике общения с дементными больными, которая называется "Validation", по-русски, наверное, это можно перевести как "дача легитимации", "подтверждение". Этот текст будет основан на статье "Терапия и контакт с больными Альцгеймером", авторов Илон Каспи и Хаи Корен (2003 год), с моими комментариями.
Validation-подход базируется на нескольких основных принципах:
1. Принимать человека без критики и осуждения. Это, пожалуй, тем труднее, чем ближе тебе человек, скажем, мне проще было понять клиентку, которая забыла, во сколько мы договорились встретиться, и кричала на меня, чем папу, в подобной же ситуации. Ну, потому что наши с папой отношения имеют глубокие корни, в отличие от отношений с чужими. Тем не менее, помогло вот что: понять, что женщина злится не на меня, а на свою память, которая регулярно ее предает.
Без критики и осуждения, потому что - см. следующий пункт.
2. Не пытайтесь достичь осознания (понимания) или изменить поведение у человека, лишенного когнитивной способности к этому.
3. Каждый человек - индивидуален.
4. Интенсивность болезненных чувств, которые находят выражение и признание, ослабевает, в противоположность чувствам, которые игнорируются - игнорирование приводит к усилению этих чувств.
Пример из практики. 90-летний старик, которого только вчера привезли в дом престарелых, кричал: "Меня бросили! Я бедный! Я несчастный!" Персонал пытался уговорить не кричать, доказать, что перевод в дом престарелых вызван заботой о нем, игнорировать крики, но ничто не помогало. Я попробовала показать, что понимаю его чувства, и сказала: "Ты чувствуешь себя таким бедным и брошенным", то есть, повторила за ним им же сказанное. Он согласился и стих. Его боль была признана, получила легитимацию.
5. На каждом жизненном этапе перед человеком стоят задачи, которые ему необходимо решить, чтобы перейти к следующему этапу. Задача развития, не нашедшая решения, игнорированная, даст о себе знать на следующем жизненном этапе.
Имеется в виду восьмой этап развития по Эриксону: конфликт между целостностью эго (принятием жизни, себя) или отчаянием. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена, и приходит к выводу, что жил не зря, он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной, чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. То же происходит и у дементных больных, воспоминания о прошедшем пути, неразрешенные конфликты всплывают на поверхность. Ранние воспоминания, прочно врезавшиеся в память, сохраняются до глубокой старости. Можно догадаться, что дементная женщина, называющая своего сына теперь "папой", находится в каком-то конфликте из прошлого, связанным с папой. Рекомендуется "принять игру", которая, конечно, не игра, и попытаться общаться в роли "отца", стать частью ситуации из прошлого и тем самым помочь человеку решить конфликт. Попозже приведу пример из статьи.
6. Люди стремятся к равновесию (балансу). Когда кратковременная память страдает, старики стремятся достичь баланса, прибегая к давним воспоминаниям. Когда зрение слабеет, они использует воображение, когда слабеет слух, они прислушиваются к голосам прошлого.
9. Поведение в старости связано не только с анатомическими изменениями мозга, но отражает сочетание физических, социальных и психологических изменений, которые происходят с человеком в течение всей жизни.
10. Посмертные операции выявили, что даже несмотря на серьезно пострадавший мозг, некоторые старики сохраняли способность ориентироваться в реальности.
11. За поведением стариков, потерявших способность ориентироваться в реальности, кроется причина.
12. Каждый человек самоценен, вне зависимости от произошедших с ним изменений.
Существует несколько техник общения с дементными людьми, которые позволяют уменьшить чувство тревоги, сопровождающее ментальные изменения. Объединяет их основная цель: достижение контакта с больным человеком через проявление эмпатии всеми возможными способами.
Словесные и несловесные техники:
Централизация. Она подразумевает освобождение от личных чувств, для того, чтоб суметь с эмпатией прислушаться к чувствам дементного человека, он - в центре общения.
Использовать слова и вопросы, которые не воспринимаются как угроза, а помогают достичь доверия, например, "кто?", "что?", "когда?", "как?", избегать вопроса "почему?".
Формулирование заново (рефразинг). Эта и следующая рекомендация имеет в виду следующее: мы пытаемся перенять речь, поведение, взгляд дементого человека и скопировать их ему же, как бы перенимаем и возвращаем ему, как отражение, его поведение. Возвращаемся к ключевым словам в том же темпе и тем же тоном, которым пользуется дементный человек.
При контакте с дементным больным апеллируйте к органам чувств, которые превалируют в его репертуаре (скажем, если человек - визуал, лучше показать, чем рассказать), на языке и словами, которыми пользуется он. Превалирующий орган чувств можно определить, попросив человека рассказать о чем-то (конечно, возможность это сделать связана с этапами болезни). Если в рассказе употребляется в основном "я увидел, посмотрел, вижу" и визуальные описания, то человек визуал, если "услышал, сказали", описание звуков и т.д., то соответственно - превалирует слух.
Туманность. Эта техника позволяет общаться с дементным человеком, который пользуется словами или звуками, в которых - как будто - нет смысла. То есть, в "продвинутой стадии" Альцгеймера. Говорите тоном, выражающим спокойствие и любовь. Пример: ваш близкий говорит вам что-то вроде "дом", вы смотрите на него с пониманием и повторяете, как будто вы общаетесь, "дом". Это трудно представить, но это работает. То же касается жестов, часто на продвинутых стадиях болезни человек производит повторяющиеся движения, например, стучит по столу - смотрите ему в глаза, с любовью и эмпатией, касайтесь и повторяйте его движение. Вот пример из документального фильма об этой технике. Социальная работница, автор метода, общается с больной, которая уже долгое время не говорит, только отбивает рукой какой-то ритм. Она подсаживается к больной, говорит с ней, гладит ее и повторяет за ней этот ритм. Это продолжается в течение нескольких встреч, пока ритм не перерастает в песню, которую оказывается, старушка любила напевать, когда пела в церковном хоре. Это, конечно, не исцеляет мозг, но дает больному исчезнувшее переживание общения, контакта, радости. Как вырваться, хоть на время, из закрытого стационара. Здесь об этом методе, и там же фильм, который я пыталась пересказать:
http://vfvalidation.org/web.php?request=indexПродолжу по мере перевода. Продолжение
здесь.