Вспоминая слова Никиты про XXX Фестиваль, что, мол, римские цифры заблаговременно заменили арабскими, дабы не вводить людей в заблуждение, - так вот, дизайнеры фестивальной полиграфии (опять очень приятной в этом году), похоже, отважились-таки постебаться над юбилейной датой и на висящих по всему "Октябрю" официальных постерах, если прищурить глазки, можно-таки увидеть заветные XXX - их складывает абстрактный узор фона за Юрием Долгоруким. В интернете этого постера не найти почему-то...
Первым фильмом фестиваля у меня оказался "Малыш", как это ни странно. :) Собственно, если вы хотите получить удовольствие от фестиваля и боитесь разочарований, то "Программа Панфилова" - лучший выбор. Во-первых, проверенная классика (Васильевы, Куросава, Антониони, Пазолини, Висконти). Во-вторых, VIP-зал со всеми своими прелестями - огромными креслами и по-кубриковски монолитной уборной в двух шагах. В-третьих, практически нет лишних людей. Билеты - по 300 руб. Собственно о "Малыше". Конечно, современникам несколько сложно понять значение Чаплина, и его фильма сейчас кажется простоватой, довольно наивной и чрезмерно сентиментальной, мучения Эдны Первиенс кажутся наигранными и over-the-top, а гэги - мультипликационными, в духе Чака Джонса. Тем не менее, отсюда пойдут все Капры и Уайлеры. Чувствуется влияние Гриффита, но, слава богу, синергическое, позволяющее Чаплину продемонстрировать трагическую сторону своего бродяги-джентельмена, да и мальчик - Джеки Куган - удивительно органичный, невероятно милый, пусть и с надломленными глазами, как у молодого Брандо. Мне кажется, Дисней
рисовал своих ребят-зверят с Джеки Кугана. Интересны детали: когда злая тетка бьет Чарли, малыш ухахатывается в коляске; когда вместо реального силача, они наряжают актера в надувной костюм; когда малыша забирают в приют, с ним довольно жестко обращаются - сейчас даже с животными такое не позволяют.
После "Малыша" были "Забавные игры U.S." Ханеке - спровоцированный, судя по всему, Наоми Уоттс (которая теперь у нас исполнительный продюсер и не показывает сиськи) покадровый ремейк одноименного фильма одноименного режиссера 10-летней давности про двух поклонников то ли Берджесса то ли Кубрика, терроризирующих респектабельное семейство где-то в Вермонте или Нью-Гемпшире. Толковый, с чувством и мастерством сделанный садистский триллер портят две вещи. Во-первых, поздновато. Даже если закрыть глаза на кросскультурные ссылки (Бивис и Батхед?), новый Ханеке в ключевой сцене очень неудачно перекликается с одним из последних фильмов Адама Сэндлера, не говоря уже о том, что покадровый римейк, пусть и роскошно снятый Дариусом Хонджи с более приятными артистами, - совершенно необязательная вещь. Во-вторых, Ханеке любыми средствами надо показать, что он auteur, и этот брехтовский флирт с залом, который в кино никогда не работает, делает из потенциальной жанровой классики претенциозную деконструкцию триллера и просто умышленное издевательство над зрителями. То есть Ханеке, в некотором роде, - такой же милый начитанный парень в белых перчатках и шортиках, играет с нами примерно в те же игры, что и его подельники (как всегда непревзойденный в своей миловидности с гнильцой Майкл Питт и расчудесный Брэди Корбет) - с благополучным семейством. И получается, что "Забавные игры" - такая хлесткая пощечина всему Голливуду, и остается только дождаться, когда голливудские боссы возьмут свои клюшки для гольфа и сломают что-нибудь прославленному австрийскому режиссеру. Фильм агонизировавшей Warner Independent (сейчас уже прикрытой) провалился в прокате и уже вышел на DVD в Штатах. Вообще, обидно, его б подрезать и было бы совсем хорошо. 7/10
У нас в кинотеатрах с 3го.
Click to view
Оригинальный трейлер для сравнения:
Click to view