Ранней весной 2154 года морской пехотинец Джек Салли в инвалидном кресле под давлением обстоятельств, весьма неприятных, вынужден отправиться на Пандору, одну из лун Полифема в Альфе Центавра А, где земные колонисты в лице госкорпорации Вейланд-Ютани RDA (Resources Development Administration) добывают чрезвычайно редкий
анобтаниум, благодаря которому Пандора славится парящими горами. Салли служит засланным казачком в научной лаборатории под руководством космобиолога Эллен Рипли Грейс Августин, курирующей программу "Аватар", в рамках которого лежащие в желатиновых капсулах пилоты способны силой мысли управлять гибридами людей и На'Ви, примитивных жителей Пандоры, вооруженных луками и стрелами, не желающими получать все блага цивилизации в обмен на природные ресурсы под $20 млн. за кг. Эскалация конфликта неизбежна.
Если вы смотрите один фильм в год, посмотрите этот три раза. В мире было снято много хорошего и разного, гениального и не очень. Теперь есть "Аватар" и все остальное. Возможно, по драматургии это не лучший фильм года, там есть свои огрехи (вынужденный PG-13 - главный из них), но, скорее всего, это самый красивый фильм в вашей жизни, и ничего подобного видеть на в экране еще не доводилось. Он действительно превосходит ожидания, - это технологический и визуальный шедевр, первый покоритель uncanny valley и единственный трехмерный фильм, который оправдывает завышенные цены на билеты и неудобные очки. Фильм, который дает киноиндустрии шанс на спасение от дидактуры натуры и от утечек в сеть на первой неделе проката; который стоит смотреть в кино и в 3D, и который, весьма вероятно, принесет Кэмерону второго Оскара подряд, ибо король мира замахнулся на бога. Бывшего дальнобойщика и режиссера фильма "Пираньи 2" никогда гением не считали, мол, ответственный и добросовестный ремесленник, делающий добротные крепкие фильмы. И вот плотник стал мессией. 10 лет экспедировал морские воды с учеными, разрабатывал оборудование, заказывал у Sony камеры, и в итоге вернул в кинозал ощущение чуда. "Аватар", как и полагается перфекционистской фантастике, пропитан радостью открытия нового и неизведанного мира. До премьеры витало ощущение, что весь фильм был задуман ради амбициозного моделирования иноземной экосистемы, но, пусть Пандора и главный аттракцион фильма, - это всего лишь среда, которая накладывает ограничения на действующих лиц (и среда эта использована на 100%). В этом весь Кэмерон - ни одной упущенной возможности, сверхвнимание к деталям и предельно внятный язык, особенно сильно диссонирующий с невнятными бормотаниями неоКубриков. Возможно, по этой причине люди несколько упрощают смысловую нагрузку "Аватара", низводя темы, идеи и мотивы до одного-двух конструктов. Кэмерон связывает эти идеи как связывается жизнь на Пандоре, в неделимое синергийное целое. Правда, запоминается больше другое. Трехметровая тигрица с маленьким немощным человечком в руках. Он гладит ее голубую скулу, из ее янтарных глаз текут слезы. И в этот момент меньше всего думаешь, настоящие они или нарисованные.
10|10