Кое-что о женском священстве у старообрядцев

Aug 02, 2010 01:21

"В большинстве сел наставниками являются пожилые женщины (за 60 лет). Желательно, чтобы наставница была вдовой, знающей церковнославянский, богослужебную литературу. Главная обязанность наставницы - исполнение таинств. Для того, чтобы совершать их, она должна соблюдать ряд правил: если есть муж, перед исполнением таинств (крещение, погребение) она должна воздерживаться от интимной близости. Наставница не избирается".

Власова В.В.
Институт наставничества у коми старообрядцев-беспоповцев

"ВОЙНОВСКАЯ ОБЩИНА - старейшая община Рез. р-на Латвии. Согласно архивным данным, основана в 1659 или в 1670. Наличие моленной документально подтверждается в 1826 и просматривается вплоть до нач XX в. (Реж. у. Вит. губ.). На 1912 принадлежала к поморскому толку. В 1882 наст. Маслов к тому же обратил свою жилую избу во втор. моленную. В 1906 подан на утверждение проект моленной 12x6 сажени, но ввиду того, что он был "составлен крайне неумело и неполно", его отклонили. Новый проект в том же году выполнен реж. гор. землемером Г. Сергеевым. Размеры несколько уменьшены - 10 х 5,6 сажени, но все же это достаточно крупное строение с хорами и тремя входами. Строил храм с подряда Савин Петров. В 1920-е был обшит, покрашен, появилась жестяная крыша. В таком виде храм простоял до 1989, пока не сгорел от удара молнии. Благодаря стараниям Епистимии Иероновны Гориной удалось возвести новый кирпичный храм, кот. и освятили в 1992.

Количество прихожан: в 1912 - 2163 чел.; в 1932 - 1648; в 1940 - 1896. На 1940 собственность ВО оценивалась в 23474 лата. Имелось 1,87 га земли; приход составлял 2875 латов, расход - 2512,53 лата. Служили наст.: Исай Павлович (отм. в 1832), Григорий Наумов (1846), Гавриил Маслов (отм. в 1882), Артемий Беляев (отм. в 1888 и 1889), Федот Антонов (отм. в 1874 и 1875), Корнилий Базулев (отм. в 1911), Аверкий Горшаков (1918-1938), Алексей Поляков (1932-?). В настоящее время под руководством Епистимии Гориной проводятся все службы. При моленной 13 кладбищ".

Староверие Балтии и Польши
Краткий исторический и биографический словарь

"Летом 2000 года во время этнографической практики я посетил деревню Богачевка, и моей целью являлось ознакомление с историей и культурой старообрядцев данного населенного пункта. К сожалению, мне не удалось найти ни одного «истового» старовера. Наставница последователей старой веры деревни Богачевка - Наталья Клементьевна сообщила, что верующих в деревне осталось мало, в основном, пожилые женщины. Собираются они только по большим религиозным праздникам, на поминки и крестины

Сегодня процент верующих в этом населенном пункте очень низок, но среди них особое место занимает начетница - женщина, знающая богослужебные и церковные книги, многие обращаются к ней за советом. Наставница бекешевских староверов - Елена Ивановна, когда-то была благословлена на право крещения детей сибайским настоятелем Поповым, а наставление на исповедь получила от нынешней наставницы сибайских староверов тети Шуры. По этой причине Елена Ивановна каждый Великий Пост принимает исповедь. К ней на родительский день приходят пять человек, а на большие религиозные праздники староверы к наставнице не приходят, так как молятся дома".

Маннапов М.М.
Современное состояние старообрядчества в Башкирском Зауралье

Россия, современность, секты, раскол, история, старообрядство

Previous post Next post
Up