Нас чрезвычайно удивило, когда слова, сказанные в русле святоотеческих рассуждения и ничем не противоречащие известным догматам, подверглись яростному осуждению
( Read more... )
Ответ, часть 1yurij_maximovSeptember 15 2022, 19:15:07 UTC
К сожалению, предложенные в этом и в предыдущем постинге утверждения отнюдь не являются «сказанными в русле святоотеческих рассуждений» и «ничем не противоречащим известным догматам».
Прежде всего я хотел бы обратить внимание на то, что Бог - превыше наших человеческих понятий и наших умов. О Нем нельзя рассуждать с той же легкостью, как о тварном предмете и делать выводы о сокровенной внутритроичной реальности на основании грубых аналогий с материальными предметами. Все, что мы знаем о Боге - дано в Откровении. Наше дело лишь смиренно следовать этому. Хорошо сказано в «Православном исповедании»: «Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, насколько мы можем приобретать познание из Священного Писания и учителей Церкви, настолько можем и мыслить о них и говорить». Итак, не из наших логических рассуждений, производимых по аналогии с тварными предметами, но из того, что сказано в Писании и у святых отцов мы можем узнавать о Боге.
Святые отцы определенно говорили о трех ипостасных свойствах в Троице. Цитату из прп. Анастасия ты уже видел. Что касается цитаты прп. Иоанна Дамаскина. Я не знаю, кто делал перевод на сайте Вехи, но он ошибочен. Идем пословно: «γὰρ (ибо) μόναις (одними) ταῖς (этими) ὑποστατικαῖς (ипостасными) ἰδιότησι (свойствами) διαφέρουσιν (различаются)». Впрочем, не предлагаю доверять лишь моему переводу, а считаю необходимым следовать тому, как слова одного святого понимал другой святой. Вот как преподобный Иустин (Попович) перевел это выражение Дамаскина: «Јер се једино овим личним својствима разликују међу собом три свете Ипостаси». Если по-русски, то дословно: «Ибо только этими личными свойствами различаются между Собой три Святые Ипостаси».
И об этом говорил не только Дамаскин. Это следует и из слов святителя Григория Богослова: «отличительное свойство Отца есть нерожденность, а Сына - рожденность, и Духа Святого - исходность… Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, кроме нерожденности, все, что имеет Сын принадлежит Духу, кроме рождения» (Orat. 41. n. 9). Этим святоотеческим рассуждениям явно противоречат твои слова о том, что у Отца есть кроме нерожденности и другие ипостасные свойства, которые не принадлежат Сыну.
Твоя ошибка заключается в самой посылке: «Нерожденность это не Рождение Сына, и изведение Духа, а значит, это три РАЗНЫХ ипостасных свойства». Тогда как никто из святых отцов не учил о них как о разных свойствах, не говорил, что у Отца три и более ипостасных свойств, или что в Троице - пять и более, и что будто бы их может быть еще сколько угодно, просто нам не открыто.
У Бога Отца ОДНО ипостасное свойство, которое одновременно описывается и как нерожденность и как причинность (рождение Сына и изведение Духа). Это не моя личная интерпретация, но учение святых. В частности, приведу соответствующие цитаты из святых догматистов.
Свт. Филарет (Гумилевский) в «Православном Догматическом богословии» пишет: «Выражение нерожденность пo отношению к Отцу… принимаемо было за выражение того, что Отец ни от кого не получил начала и есть верховное начало всего (αρχή)».
А вот что пишет преподобный Иустин (Попович) в «Догматике Православной Церкви»: «Личное свойство Отца, которым Он вечно и неизменно отличается от Сына и Святого Духа, - это нерожденность... По этому личному свойству Бог Отец безначален, беспричинен, не сотворен, не рожден, не создан, а в Отношении к другим Божественным Лицам Он - Начало, безначальное Начало, Причина; в особом же отношении к Сыну Он - Отец, а в отношении к Святому Духу - Изводитель».
Да и обратившись к классическому труду прп. Иоанна Дамаскина читаем: «Отец, Сын и Дух Святой во всех отношениях, кроме нерожденности, рождения и исхождения, суть одно… Ибо единого знаем Бога, а только в свойствах отчества, сыновства и исхождения представляем различие» (ТИПВ 1.8). Уже из этого видно, что он не мыслил нерожденность и отчество как разные ипостасные свойства Отца, но употреблял их как синонимы для описания одного ипостасного свойства Бога Отца.
Прежде всего я хотел бы обратить внимание на то, что Бог - превыше наших человеческих понятий и наших умов. О Нем нельзя рассуждать с той же легкостью, как о тварном предмете и делать выводы о сокровенной внутритроичной реальности на основании грубых аналогий с материальными предметами. Все, что мы знаем о Боге - дано в Откровении. Наше дело лишь смиренно следовать этому. Хорошо сказано в «Православном исповедании»: «Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, насколько мы можем приобретать познание из Священного Писания и учителей Церкви, настолько можем и мыслить о них и говорить». Итак, не из наших логических рассуждений, производимых по аналогии с тварными предметами, но из того, что сказано в Писании и у святых отцов мы можем узнавать о Боге.
Святые отцы определенно говорили о трех ипостасных свойствах в Троице. Цитату из прп. Анастасия ты уже видел. Что касается цитаты прп. Иоанна Дамаскина. Я не знаю, кто делал перевод на сайте Вехи, но он ошибочен. Идем пословно: «γὰρ (ибо) μόναις (одними) ταῖς (этими) ὑποστατικαῖς (ипостасными) ἰδιότησι (свойствами) διαφέρουσιν (различаются)». Впрочем, не предлагаю доверять лишь моему переводу, а считаю необходимым следовать тому, как слова одного святого понимал другой святой. Вот как преподобный Иустин (Попович) перевел это выражение Дамаскина: «Јер се једино овим личним својствима разликују међу собом три свете Ипостаси». Если по-русски, то дословно: «Ибо только этими личными свойствами различаются между Собой три Святые Ипостаси».
И об этом говорил не только Дамаскин. Это следует и из слов святителя Григория Богослова: «отличительное свойство Отца есть нерожденность, а Сына - рожденность, и Духа Святого - исходность… Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, кроме нерожденности, все, что имеет Сын принадлежит Духу, кроме рождения» (Orat. 41. n. 9). Этим святоотеческим рассуждениям явно противоречат твои слова о том, что у Отца есть кроме нерожденности и другие ипостасные свойства, которые не принадлежат Сыну.
Твоя ошибка заключается в самой посылке: «Нерожденность это не Рождение Сына, и изведение Духа, а значит, это три РАЗНЫХ ипостасных свойства». Тогда как никто из святых отцов не учил о них как о разных свойствах, не говорил, что у Отца три и более ипостасных свойств, или что в Троице - пять и более, и что будто бы их может быть еще сколько угодно, просто нам не открыто.
У Бога Отца ОДНО ипостасное свойство, которое одновременно описывается и как нерожденность и как причинность (рождение Сына и изведение Духа). Это не моя личная интерпретация, но учение святых. В частности, приведу соответствующие цитаты из святых догматистов.
Свт. Филарет (Гумилевский) в «Православном Догматическом богословии» пишет: «Выражение нерожденность пo отношению к Отцу… принимаемо было за выражение того, что Отец ни от кого не получил начала и есть верховное начало всего (αρχή)».
А вот что пишет преподобный Иустин (Попович) в «Догматике Православной Церкви»: «Личное свойство Отца, которым Он вечно и неизменно отличается от Сына и Святого Духа, - это нерожденность... По этому личному свойству Бог Отец безначален, беспричинен, не сотворен, не рожден, не создан, а в Отношении к другим Божественным Лицам Он - Начало, безначальное Начало, Причина; в особом же отношении к Сыну Он - Отец, а в отношении к Святому Духу - Изводитель».
Да и обратившись к классическому труду прп. Иоанна Дамаскина читаем: «Отец, Сын и Дух Святой во всех отношениях, кроме нерожденности, рождения и исхождения, суть одно… Ибо единого знаем Бога, а только в свойствах отчества, сыновства и исхождения представляем различие» (ТИПВ 1.8). Уже из этого видно, что он не мыслил нерожденность и отчество как разные ипостасные свойства Отца, но употреблял их как синонимы для описания одного ипостасного свойства Бога Отца.
Reply
Leave a comment