Человек

Nov 13, 2019 14:35

Слово человек, как я и говорил, не всегда обозначает именно (и исключительно) природу в зависимости от контекста ( Read more... )

философия, святые, богословие, отцы

Leave a comment

zloi_prepod November 13 2019, 17:14:27 UTC
//Но оно прешло молчанием описание сущности, как бесполезное для предложенной цели слова; понятие же «некий» изображает свойственными чертами, именуя место, черты нрава и все те от внешности заимствованные признаки, которыми хотело отделить его от общего значения, //

Здесь "человек" - сущность (природа), созерцаемая в ипостаси Иова.
"Описание сущности" (живое существо, разумное, смертное, состоящее из души и тела и т.п.) - "бесполезно для предложенной цели".
"Место, черты нрава и все те от внешности заимствованные признаки, которыми хотело отделить его от общего значения" - это акциденции.

Конкретизируя сущность акциденциями - получаем ипостась (лицо).
Человек (сущность), живший в Уц, непорочный, справедливый богобоязненный, удалявшийся от зла, имевший семь сыновей, три дочери, семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги и знаменитее всех сынов Востока (акциденции) = Иов (ипостась).

Это иллюстрация классической дамаскинской формулы
"ипостась есть некая сущность вместе с привходящими [свойствами], действительно и на деле получившая в удел самостоятельное существование отдельно и обособленно от прочих ипостасей" (О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси)

Кстати, современные исследователи полагают, что текст, который Вы процитировали, принадлежит именно "Григорию, брату" - св. Григорию Нисскому, хотя в данном случае это вряд ли принципиально.

Reply

alyulka November 13 2019, 19:12:58 UTC
Очень жаль, что великому святому так и не удалось дожить до правильного понимания собственных слов :-)

Reply


Leave a comment

Up