Вопросы богословия 1.

Jan 11, 2017 00:06

Мне задали несколько вопросов и было бы неправильно оставить их без ответа, тем паче, что если ответы будут открыты для посетителей жжурнала, они смогут внести в них должные коррективы и исправить мои неправильные мнения, если такие найдутся.



"1. Со времен Великих капподокийцев Церковь учит, что Бог непознаваем для человека по Своей сущности, но познаваем по Своим энергиям. Вопросы следующие^

(a)Сущность Бога непознаваема для человека в принципе, в силу непреодолимой иноприродности Бога по отношению к творениям, так, что Сам Бог если бы и захотел показать нам Свою сущность, не смог бы это сделать? Или причина в нежелании Бога дать нам знания о Своей сущности?

(b)А знал ли сущность Бога Иисус Христос по Своему человечеству?
Вмещало ли человеческое сознание Христа всего Бога, таковым, каков Он есть?"

(a)

Свт. Василий Великий:

"... видно, Евномию Бог показал не только имя, но и самую сущность Свою.
А он не допускает, что сама сущность Божия выше всякого ума и выше всякого человеческого ведения.

Но я думаю, что постижение сущности Божией выше не только человеков, но и всякой разумной природы; под разумною же природой разумею теперь природу тварную. Ибо только Сыну и Святому Духу ведом Отец; потому что «никто же знает Отца, только Сын» (Мф. 11:27.). И: «Дух все проницает, и глубины Божии, Ибо кто знает из людей, что в человеке? Только дух человеческий, который в нем. Так и Божьего не познал никто, только Дух Божий» (1 Кор 2:10-11.).

Поэтому, какое же преимущество оставят ведению Единородного или Духа Святого, если сами постигают самую сущность? Ибо конечно, не созерцание могущества, благости и премудрости Божией уделив Единородному, признают соразмерным с силами своими понятие сущности. Совершенно противное сему согласно с разумом, а именно, что самая сущность никому неудобозрима, кроме Единородного и Духа Святого, а мы, возводимые делами Божьими, и из творений уразумевая Творца, приобретаем познание о Его благости и премудрости. Это и есть разумное Божие (Рим. 1:19,), что Бог явил всем людям".

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книга 1, п.14.

Преподобный Иоанн Дамаскин:

"Невозможно, чтобы среди тварей был найден образ, во всем сходно показывающий в себе самом свойства Святой Троицы. Ибо сотворенное и сложное, скоротечное и изменчивое, описуемое и имеющее образ и тленное - как в точности объяснит чуждую всего этого пресущественную Божественную сущность? А известно, что всякая тварь подчинена большей части таких свойств и по самому естеству подлежит истлению".

ТиПВ1. Глава VIII О Святой Троице.

(b)

Прп. Максим Исповедник:

"Как нам следует понимать неведение Сына [Божия] относительно завершения?

Итак, если [в случае] со святыми пророками они по благодати распознавали далекое и не зависящее от нас, не в несравненно ли большей степени Сын Божий знал все [вещи], и по этой причине [Его] человечество, не по природе, но по единению с Логосом [знало их]? Ибо подобно тому как раскаленное в огне железо имеет все свойства огня - ибо горит и жжет, - хотя по природе не огонь, но железо, так и человечество Господа, по единению с Логосом все знало, и все, что подобает Божеству, в нем было явлено. По [самой] же человеческой природе, соединенной с Ним [то есть, Логосом], говорится,что Он не знал.

Вопросы и затруднения".

далее: Вопросы 2

Православие, богословие, вопросы, Предание

Previous post Next post
Up