О том, как глядеть в книгу и не видеть фигу, часть III, завершающая

Aug 14, 2012 23:13

Оригинал взят у utro_vecher в О том, как глядеть в книгу и не видеть фигу, часть III, завершающая
В предыдущих разделах цикла было показано, что люди имеют бессознательные привычки управления своей умственной деятельностью, познавательной деятельностью, с помощью которых либо отсекают от себя новый опыт, искажают его - либо, напротив, органично способны этот новый опыт "вкуривать" и извлекать из него свою пользу.

Был дан единственно возможный в данном случае совет, буде таковой нужен: вы так делаете? Так вы так не делайте! А делайте так, как разумные люди делают! И да будет вам щастье!

В этой, завершающей цикл статейке, рассмотрим этот момент несколько более подробно.


Во-первых, следует отметить то, что оные бессознательные привычки, о которых шла речь ранее - они действительно бессознательны. Но!!
Они бессознательны не на том уровне, на котором почки без нашего участия чистят кровь.
Они пребывают в уровне так называемого субсознательного - то есть такого уровня, который при желании довольно легко извлекается на поверхность, пыль сдувается, вопрос рассматривается.

То есть свою привычку можно заметить, понять. И переделать. Было бы желание.
Более того: некоторым людям это занятие свойственно.
И они обладают тем, что отец-основатель данного направления психологической науки, Джон Флейвелл, с самого начала своих исследований называл когнитивным мониторингом: способностью отсматривать ход своей интеллектуальной деятельности с коррекцией по мере необходимости отдельных ее сторон. Мне же больше нравится, когда это называют когнитивной осведомленностью: так красивее :)
Заключается таковое в очевидном: заметить и понять, что и как в собственной голове происходит; оценить, во благо или во зло; поправить.

Отсюда произрастает и тот важный для нас момент, что умственная деятельность регулируется не только субсознательно, но и сознательно, это очевидно. Так называемый "произвольный интеллектуальный контроль". Заключающийся много в чем, но, например, в способности планировать, выдвигать цели и субцели собственной интеллектуальной деятельности, продумывать средства их реализации, выстраивать последовательность собственных действий, и так далее.

Правда, тут есть несколько затрудняющий нюанс, заключающийся в том, что сформированность произвольного контроля функционирования собственной головушки, вроде бы, по данным исследователей, напрямую связана со сформированностью понятийного мышления. В переводе на простой русский: у умного это легко само собой получается, а дураку это сложновато, даже если захочет и будет пытаться. Ну да как и все в этой жизни: надо тренироваться и научиться, главное что так-то это возможно.

Ну и вот в завершение - конкретика того, чему имеет смысл учиться. Холодная описывает такую метакогнитивную структуру как "открытая познавательная позиция", и мне, как умному человеку, ее описание очень даже нравится, вполне меня оно устраивает. Вот качества, характерные для этой самой "открытой познавательной позиции", и имеет смысл развивать в своей драгоценной головушке. Благо, "открытая познавательная позиция предполагает особый тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, а также адекватной восприимчивостью по отношению к необычным, в том числе потенциально психотравматичным аспектам происходящего".

Излагаю. "О сформированности открытой познавательной позиции можно судить по ряду специфических состояний индивидуального ума:

1. Осознание возможности множества разнообразных мысленных "взглядов" на одно и то же явление.

То бишь, в переводе на бытовой русский: Лена думает, что Саша дурак и скотина, а Саша полагает, что Лена сама дура и та еще стерва. Ну и, собственно, почему бы им так и не думать? Тем более, что запросто возможно, что оба в чем-то правы и одновременно оба в чем-то и неправы.

2. Готовность использовать разные способы описания и анализа одного и того же явления. В том числе способность произвольно переходить от одного способа к другому (от логико-аналитического - к образному, от интуитивно-ассоциативного - к алгоритмическому, от действенно-практического - к игровому и т.д.).

Это примерно так: "Не ну, дорогая, ну это понятно, что я памятник воздвиг себе нерукотворный, и всякое такое; но некая дискретность фрагментарного восприятия моего светлого облика также имеет место быть. У тебя мух в роду не было случайно, красавица? Ибо так видеть мир свойственно фасеточному глазу! Давай я тебе картинку нарисую, как это выглядит, а лучше давай ты сама нарисуешь, а я тебя обниму! И вообще: няня, где же, блин, уже кружка? Щас будем устраивать "дыша духами и туманами"! Пока ты тут мир мухи рисуешь

3. Осознание необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми.

Сие подразумевает понимание того, что у другого человека в голове есть мысли. А также и чувства. И всякое такое. И понимание, соответственно, того, что к этому имеет смысл применяться. И с гопником имеет смысл говорить как с гопником. А не излагать ему: "Почтеннейший! Не соблаговолите ли?". Не поймет. И можно совмещать: "Ты заебал, почтеннейший! Ща я, сука, бутылку об твою голову разобью и глаза тебе выдавлю! И наступит, как и советовал мудрейший Морихей Уэсиба, гармония противодействующих сил в природе, то есть гармония мудака, то есть тебя, и ровного человека, то есть меня".

4. Особое отношение к парадоксам и противоречиям, связанное с готовностью принимать любые необычные сведения без каких-либо субъективных защитных искажений.

Смотри пункт первый. Пример, приведенный там, объединяет два этих пункта

5. Относительный характер индивидуальных суждений, проявляющийся в возможности, с одной стороны, соглашаться с явно различающимися по своему содержанию источниками информации и, с другой стороны, сомневаться в казалось бы очевидном и бесспорном источнике информации. Вспомним притчу о мудреце, к которому пришли для разрешения своего спора два человека. Внимательно выслушав одного, мудрец заявил: "Ты прав, уважаемый!". После этого, столь же внимательно выслушав прямо противоположные аргументы другого, мудрец изрек: "И ты прав, уважаемый!". Когда же жена мудреца, не вытерпев, отчитала мужа за столь, на ее взгляд, нелепое поведение, он и ей ответствовал: "И ты права, дорогая!".

Еще раз смотри пункт первый. Пример, приведенный там, подходит и сюда

6. Восприятие происходящего по принципу "возможно все - даже то, что невозможно". Обычно, чем человек умнее, тем труднее его чем-либо удивить: даже самые невероятные события оказываются для него субъективно ожидаемыми".

То есть: все должно было быть хорошо? А получилось плохо? А почему бы и нет? Так бывает

Засим не скучайте. На дорожку цитата вам: "Глупый не понимает сути дела даже когда оно уже выполнено. Умный же постигает суть дела еще до того, как появятся первые его признаки". (с) Шан Ян, кетайскей хфилософ, жил давно.

нравится, санпросвет

Previous post Next post
Up