в юности мне казалось (с большой помощью матери, что я урод. совершенный и катастрофичный. и телом и лицом особенно. но имея, уже тогда, зачатки аналитического мышления и интерес к человекам и кино, когда сравнивала себя с фото актёров и актрис, приходила к выводу, что самое ужасное во мне это нос. именно он и мешает мне жить, потому что, при всём желании, к остальным частям лица придраться было трудновато. скулы и подбородок были вполне ничего, глаза, хмм, интересные как минимум, брови поддаются корректировке. так что всё дело в носе, конечно.
и я решила, как исполнится 18 надо нос оперировать!
но в 18 были проблемы с собственными финансами, потом другие вопросы перебили "проблему носа". а годам так к 20-21, глядя в зеркало, стало пониматься, что мой НОС ничего себе так носик, оказывается *__- маленький, аккуратный, с тонкой переносицей и слегка вздёрнутым кончиком. так, говорят, французы считают это даже пикантным :)))
а ещё, к тому времени я прочла статью, в которой рассказывалось о девушке со шрамом на лице, после нападения. о том, что она участвовала в конкурсе красоты, которые тогда были необыкновенно популярны и она стала вице-мисс, по-моему.
помню, это сильно повлияло на меня тогда. в психологии это называется снижение порога допустимого.
я бы это сейчас назвала увеличением степени свободы.
Оригинал взят у
gutta_honey в
Лицо и образ тела. Когда мы говорили об имидже тела, то в основном касались вопроса избыточного веса. Но на самом деле форма тела стоит на втором месте в оценке собственной привлекательности На первом месте… д-да, конечно
, лицо.
Казалось бы, что на земле не так уж много людей имеющих реальные проблемы. Однако, около 80% людей, смотря в зеркала, находят в своем отражении довольно много недостатков. И это не только женщины, но и мужчины.
По словам Ричардса и Тейлора ( 1985) «мы все рождены в культуру» Культура предполагает, что красота, особенно привлекательность лица играет ведущую роль. Отчасти это продукт современного общества. Ранее ценилась больше крепость тела и признаки физического здоровья. Сейчас же глянцевые журналы проводят все глубже идею, что если ты недостаточно красив ( а ты никогда не будешь красив достаточно, чтобы удовлетворить индустрию красоты), то ты подвергаешь риску успех в своей жизни. Даже действительно красивые люди подвержены влиянию СМИ. У многих развивается довольно сильный страх, фактически фобия. Люди до коликов бояться не только сыпи на лице и шрамов, но и признаков старения. Лицо так же занимает первое место в сексуальной Я-концепции (т.е. каков я, как сексуальный объект).
Лицо - жизненно важный компонент нашей личности. Если люди определяют на этом месте непорядок, то это становится довольно быстро серьезной проблемой.
Негативная оценка своего лица, возникает у людей по разным причинам. Как уже говорилось, наиболее часто неудовольствие собственной внешностью возникает в результате несоответствия стандартам красоты. Т.е. человек находит себя недостаточно похожим на образ из журнала.
Незначительные пороки в строении, асимметрия, или слишком выраженные те или иные черты.
Недовольство собой может быть так же вызвано дисморфическим расстройством. В этом случае с лицом у человека все нормально, но существуют проблемы с восприятием. Какие-то черты лица могут казаться несимметричными или диспропорционально большими.
Кроме различных причин, большое значение играет так же отношение к тому, что имеется какой-то порок. Одни люди принимают этот факт, как ничего не значащий атрибут своего бытия, другие из этого могут сделать настоящую катастрофу. Последний случай вовсе не зависит от того, на сколько сильно выражен явный или мнимый порок. Некоторые могут покончить жизнь самоубийством из-за незначительного отклонения в форме носа.
Совершенно другой вопрос, когда дефект лица сильно выраженный и весьма заметный. Например, различного рода шрамы, полученные в результате травмы или ожога, либо де какие-то врожденные аномалии, не поддающиеся хирургической коррекции. Т.е. Это те люди, которые в силу тяжести повреждения лица никак не могут устранить дефект
Здесь эти люди встречаются с той самой сверхценной идеей общества, что привлекательность - главная сила в социуме. Если ты имеешь порок лица, значит ты являешься для людей вторым сортом, который ни на что не может особенно претендовать, ни о чем мечтать, ничего желать, не имеет права что-то требовать от общества и вообще должен сидеть тихо, как серая мышь и довольствоваться тем, что ему перепадает от жизни. Фактически это представляет собой поведение, связанное со стигматизацией.
Учитывая, что и для многих «нормальных» ( т.е. без разных явных дефектов) перспектива стать некрасивым является довольно пугающей, возникает отталкивание. При этом, чем более человек тревожен, не уверен в своей привлекательности и подвержен различным фобиям, чем более вопрос внешней привлекательности для него стоит остро, тем более он нападает на некрасивых, более старается показать им свое превосходство и старается манипулировать. Именно те, у кого есть явные недостатки в виде повреждений, кажутся таким людям наиболее удобными объектами, для придание себе любимым уверенности.
В целом люди чувствуют целый комплекс неприятных переживаний, встретив человека со шрамом. Это:
- извечный страх « а не заразно ли». Хотя чаще всего довольно очевидно, что к заразе это никакого отношения не имеет.
- попытка подавит мысли о том, что с собеседником что-то не так. Обычно такая тактика приводит к тому, что внимание к «не такой» детали лица становится более очевидно.
- неверная интерпретация эмоций собеседника. Многие начинают приписывать те эмоции, которые они думают, что мог бы испытывать человек с таким лицом. Например, что он озлоблен на мир, завидует красоте других, стесняется, стыдится. А из этого возникают ожидания, что этот злой и обиженный на красивых людей и завидующий им человек будет производить какие-то агрессивные действия. Эти размышления и умозаключения довольно сильно напрягают, и человек начинает вести себя скованно.
- иногда люди испытывают враждебность к индивидуумам с дефектами лица. С одной стороны шрамы часто у людей ассоциируются с криминальными склонностями. С другой стороны, часто шрамы связываются с тем, что человек подвергся насилию, и поэтому, если есть тенденция негативного отношения к людям-жертвам, может возникнуть враждебность. Однако, пожалуй, больше всех достаются людям со шрамами после угревой юношеской сыпи. Тут уж фантазия народная не знает границ. Это и обвинения в том, что «в юности никто не трахал\не давал», а значит человек сексуально не состоятелен. Кроме того, таких людей обвиняют в неумеренности в пище и вообще в отсутствии способности себя контролировать ( небось в юности одни конфеты килограммами жрал)
Конечно все эти чувства испытываются не всеми, не все и не всегда. Хотя многие показывают любопытство к детали лица, но чисто с точки зрения именно «необычности» .Часть людей действительно реагирует довольно безразлично к факту шрама, другие довольно быстро успокаиваются, когда видят , что им ничего не угрожает ( это не заразно и никто не собирается на них отыгрываться за свой дефект). История шрама сводит интерес к его факту существования у людей со стабильной психикой на нет и, даже, вызывает эмпатию. Такие люди довольно сильно склонны предоставлять эмоциональную поддержку, в которой часто нуждаются люди с повреждениями лицевой области.
Но как бы там не было с причинами и реакцией общества, у всех людей, оценивающих свое лицо как проблемную область, происходит довольно характерное когнитивное ( познавательное и оценивающее) нарушение в самовосприятии. Их я-концепция четко фиксирована на дефекте. Т.е. я-дефект. Этот самый дефект довольно детально проработан в сознании. Человек знает каждый его миллиметр. Его ощущении социума тоже напрямую связано с уверенностью, что все в построении отношений отталкиваются именно от дефекта и именно в связи с ним оценивают его личность в целом ( они думают, что таким нельзя доверять, брать их на работу, любить, заботится, уважать и т.п.). Все остальные части тела и черты личности находятся в размытом состоянии. Т.е. лицо, становится как злое солнце, освещающее жизнь человека, в короне которого тонут все остальные черты данной личности.
Ну, что сказать… Существовать в природе, в качестве дефекта, не очень приятное занятие. Мозг начинает работать в дух направлениях одновременно. С одной сторон он требует признать себя уродом и сесть в уголок. Это может в определенной мере , сточки зрения мозга снизить остроту неприятных ощущений. Т.е. если уж я урод, то и претендовать я не на что не стану, а значит и не буду получать боль от отвержения, надежд и крушения планов. С другой стороны, признать себя уродом окончательно и бесповоротно, это лишить себя всего положительного, что связано с обществом, поставить точку на тех же мечтах и желаниях. Это тоже довольно болезненно и нежелательно. Более того, по понятной причине это никак не решит проблемы взаимоотношений в обществе. Эти 2 решения в критические жизненные моменты сшибаются в битве не на жизнь, а на смерть. Человек в этот момент с кристальной чистотой видит свой недостаток, который называет довольно прямолинейно, и определяет себе прогноз ( «давай посмотрим правде в глаза, ты чудовище и ничего хорошего в твой жизни не будет)и в тоже время не хочет признавать что это так с полной отчаянностью.
Чтобы спасти свое сознание от смертельной битвы, люди обычно используют разные стратегии побега от действительности. Самое популярное ( бинджи ( запойная еда)или отказ от еды в виде компенсационного поведения ( диеты, слабительное, рвота, мочегонное, изнурительные тренировки), алкоголь, игра, рискованное поведение ( в том числе рискованный секс), наркотики). Эти вещи отключают сознание. Т.е. не надо как-то реагировать на дилемму о состоянии и оценки лица. Вообще, люди с реальными дефектами лица являются группой риска по алкоголизму, пищевым расстройствам и рискованному поведению).
Но эти стратегии, как вы понимаете не несут улучшения состояния. Кроме прямого вреда или угрозе здоровья они приносят еще в добавок дополнительное ощущения своей неполноценности. Бинджи - приводят к ожирению и дополнительному искажению образа тела ( ты не только чудовище, ты еще и жирное чудовище), алкоголизм и случайные связи так же не добавляют энтузиазма. Люди начинают оценивать себя как дешевку и слабака. Они же и не прорисовывают образ тела, а только все больше вызывают потребность его забыть и не знать о его существовании.
Таким образом, улучшить состояние возможно, кроме всего прочего, и через улучшение и прорисовку образа тела, уточнение деталей. Тогда дефект, явный или мнимый становится менее заметен в ландшафте личности. Реакция общества меньше ранит и задевает
.