вот следующий ролик.
предыдущий тут это очередная попытка как-то собирать эдакие "конструктивчики", из которых можно что-то собирать, чтобы как-то размышлять, и как-то не быть совсем уж тупеньким ))
Click to view
продолжение тут Тема - рефлексия. Рефлексию мы рассматриваем в контексте такой «рамочки», которая называется конструирование представлений и собственных состояний (КПСС - это такой бренд :)). Рефлексия рассматривается, прежде всего, как средство, техники, которые позволяют человеку быть адекватным, быть своевременным, быть уместным. Понимать, что происходит, понимать что он сам делает и что делают другие люди. Ну, и как бы выстраивать необходимые представления, собственные состояния (в том числе и многомиллионные) и совершать эффективные действия. В первом ролике мы обсудили такую поведенческую часть рефлексии (я сейчас это черненьким помечу на схеме). Это то, что касается самого первого эффекта. Я это условно назвал «Чего было то?» Что именно было и в каком контексте. То есть это возможность накопления и актуализации собственного опыта из того, что происходило раньше и тех «шишек», ошибок, которые были допущены ранее. Второе - это тоже такая возможность в этой поведенческой области быть все время собранным, адекватным, хорошо реагировать в коммуникации. Особенно то, что касается различных совещаний, обсуждений, круглых столов. Это такая тема «а не дурак ли я?!» Это можно посмотреть в предыдущем ролике, и здесь наиболее важным является слово «сценарий». Это работа со сценариями. Их разработка, реализация, умение в действии и в коммуникации перейти с одного сценария на другой. И это именно то место, до которого мы добрались в первом ролике. Это такая поведенческая часть, поведенческий аспект понимания рефлексии.
А ниже этой стрелочки (на схеме) мы сегодня попробуем обсудить такой больше «методический» аспект рефлексии. Или даже можно сказать «методологический» аспект. За этим стоит следующая идея - метод, по сути дела, в широком понимании смысла этого слова, метод твоей деятельности, метод твоей жизни это собственно и есть твой жизненный путь. Только выраженный в таких методических формах. То есть, какой метод, какие методические схемы на тебе «сидят», так ты и действуешь. Так ты и проживешь эту жизнь. И тут возникает вопрос - а можно ли заранее еще не прожив эту жизнь, еще не «набив шишек» как-то выстраивать собственные представления? Или хотя бы совершать меньше ошибок. И это такая методическая часть.
И здесь наиболее важно понятие «ситуация». То, что происходит в жизни, наши горести, обиды, досада, какие-то трудности и разочарования - это еще не ситуация. Это наши ощущения, которые еще нужно зафиксировать и перевести рационально в описание, в схему ситуации. Это нужно описать и зафиксировать в каких-то специальных средствах, схемах. И это отдельная тема, которую мы должны обсудить. Но здесь можно рассмотреть возможность выхода в рефлексивную позицию по двум вариантам. Либо ты, продумав какую-то ситуацию, начинаешь действовать и вдруг ситуация, как это принято говорить, «плывет». То есть ты из нее «выпадаешь» и оказываешься в затруднении, никак не можешь вернуть себя в эту продуманную или придуманную тобой ситуацию. Здесь необходимо срочно выходить в рефлексивную позицию и смотреть на это дело, как бы сверху. Характеристики этой позиции мы обсудим чуть позже. Второй вариант - это когда ты начинаешь действовать, продумав какую-то ситуацию, и чувствуешь, что ты до нее никак не можешь добраться. Ты никак не можешь выстроить то, что тебе хотелось. Вроде бы здесь тоже не стоит упираться с «бараньим упорством», а лучше выйти вот в эту рефлексивную позицию.
Следующий шаг понимания рефлексии и рефлексивной позиции. Я бы его описал таким вот словом «смысл». То есть смысл - это «ухваченное». Это какое-то видение, какое-то представление о том, каким образом должно быть выстроено твое действие. Как рассказать людям что-то важное для тебя? Соответствующим образом выстроить твою презентацию. Когда этот смысл ухвачен и понят… Он может быть ухвачен в каком-то различении, в каком-то новом понимании. Может быть ухвачен новый масштаб смысла. Как, например смысл слова «капитал» Маркс описал в такой не очень маленькой книге. И потом этот смысл как-то распространялся в мире в масштабе различных социальных систем и структур. Но мы берем «смысл» во всем диапазоне, «в широком понимании». Если смысл есть, ухвачен, то он должен быть зафиксирован, а после этого можно совершить действие. В процессе совершения действия возникают затруднения либо такого, либо другого (по рисовке) типа и появляется раздражение. И вот здесь очень важно не давить, не «напирать на эту жизнь», не пытаться прорваться. Хотя иногда может быть и стоит попытаться прорваться, но это нужно делать осознанно, и с пониманием. И вот в этом месте, в месте появления раздражения, должен произойти вот этот «рефлексивный выход». Тем более, если есть некоторая тренированность и подготовленность.
А дальше рефлексию можно рассматривать в две стороны. С одной стороны (назад в прошлое) нужно понять каков был смысл, и как совершалось действие, то есть такая «организационно-техническая рефлексия. И собственно где этот источник раздражения. А с другой стороны нужно понимать, а какой новый смысл сейчас мы строим, обсуждаем и схематизируем. Какое следующее действие нужно совершить и, соответственно, как вовремя отловить вот это новое раздражение.
Основная мысль вот этого синеньким нарисованного пространства продумывания заключается в следующем. Ключевой момент - это раздражение. Раздражение - это ценно! Раздражение это реакция на то, что происходит что-то не так, и с ним ни в коем случае не надо бороться. И уж тем более не нужно прибегать к помощи психологов и всевозможных замечательных средств (таблетки, алкоголь, курево и т.п.). Нужно его (раздражение) использовать технически и технологически за счет техник и возможностей рефлексии.
И последний пункт, который совсем интересный. Цепочка «смысл» - «действие» - «раздражение» может строиться в двух различных направлениях. Этот акт деятельности может строиться в двух направлениях. Если рассмотреть сверху «пространство представлений и мышления», где содержатся различные понятия, схемы, может быть «знания», то, что называется "теоретическими соображениями". А снизу расположены многочисленные «жизненные ситуации», которые мы выделяем из наших многообразных жизненных событий и траекторий. Из того, что китайцы называют «тьма вещей». Эти два пространства стягиваются между собой через пространство коммуникации. Если мы фиксируем ситуацию, или какой-то набор ситуаций, фиксируем в чем затруднение, то мы можем выйти в коммуникацию либо с самим собой, либо с другими людьми. Либо это делается технически и технологически в специально построенной деятельности в организациях. Следующим шагом мы можем «добраться» до некоторой «конструкции» из наших представлений. Что-то подправить в этих представлениях. Например, подправить представления о «добре и зле», о «функциональных обязанностях»… И вот этот путь «вверх» можно назвать «конструирование». И на этом пути, очевидно, рефлексия имеет такой запределивающий и тормозящий характер, чтобы не допустить «рефлексивной свечки». Чтобы не давать отрываться от «материала» - от ситуации и затруднения. С чего, собственно продумывание и началось. В верхней области можно представить книги, заложенные в них культурные нормы, и здесь можно блуждать до бесконечности.
А есть другой путь. Когда эта новая конструкция из понятий и представлений выстроена, и это собственно то, что называется проектом. Такой «проектной заготовкой». То есть путь «вниз» к созданию новой ситуации, в которой реализуется наша проектная разработка и снимается это затруднение. Этот путь можно назвать проектированием. В этом смысле рефлексия при проектировании должна опять же иметь запределивающую функцию, чтобы не давать «растечься и погибнуть в материале». Потому что здесь очень много всяких сложностей… грубо говоря, если ты продумал развитие какого-то нового направления бизнеса, то один поход в налоговую или три дня борьбы с какими-нибудь пожарными инспекторами, они могут начисто «смыть» всю твою проектную заготовку. Потому что в этом гораздо больше «жизни» и больше эмоций, чем в проектной заготовочке. И рефлексия, она позволяет не раздражаться на все это «многообразие» происходящее в материале и в ситуации, а удерживать в мысли свой проект и успешно реализовывать то, что ты задумал.
И в завершение такой, как бы рефлексивный вопрос - и что?! И зачем это все нужно? Зачем нужна эта рефлексия и зачем нужно продумывать и выстраивать свои представления и состояния? Здесь два ответа. Первое, это такая «рефлексивная чувствительность», чтобы не попадать в глупые и «дурацкие» ситуации. А второе, методическое и методологическое - освоение техник рефлексии позволяет что-то такое прикольное и действительно хорошее создать и сделать…