год спустя - начало новой жызни программы "А на самом деле" в развитие
бренда КПСС ))
Click to view
продолжение тут а это
творческие муки год назад!и мемориал
блога "А на самом деле" на tlttimes.
зато теперь есть видео и сетевой формат, а это гораздо прикольнее! а главное - значительно эффективнее удовлетворяет тягу целевых аудиторий к развлекухе к практическим знаниям ))
20110829
Ролик «Рефлексия_1»
Тема. Будем считать, что это первая тема, которую мы начинаем обсуждать. И это тема «Рефлексия». Что здесь важно сказать сначала. Тема рефлексии - совершенно бездонная тема, и здесь можно годами и десятилетиями читать, изучать различные труды. Но нам нужно рассмотреть рефлексию быстро в течение «семи, плюс-минус две» минут. Рассмотреть быстро… и здесь возникает вот такое слово - «контекст», зачем нам это нужно? Рефлексия вроде бы это то, что позволяет человеку быть адекватным, уместным. Чтобы человек понимал что происходит вокруг, понимал что он сам делает и понимал, какой эффект, результат получается от его действий и его слов. Если коротко, то этого вполне достаточно.
![](http://pics.livejournal.com/alyosha_a/pic/000detaw/s640x480)
Рисовка 1
И рассматриваем мы тему рефлексии в рамках вот такой «рамочки», которую мы прорабатываем уже несколько лет и назвали ее (рамочку) следующим образом (КПСС). Человеку для того чтобы адекватно и эффективно действовать нужно иметь некоторый набор представлений и представлений, прежде всего связанных с собственными состояниями и возможностью управления этими представлениями и состояниями. И вот здесь можно поставить буковку «У» - управление, а можно буковку «К» - конструирование. То есть такой еще более рефлексивный заход - конструирование этих представлений и собственных состояний. То есть рефлексию мы рассматриваем в этом смысле, как механизм или такой набор средств, которые позволяют конструировать собственные представления, по необходимости, и выстраивать собственные состояния. Это то, что касается первого пункта.
Теперь второй пункт. Это то, что касается самой рефлексии и как к ней вообще подойти, с чего она может начинаться. Самый первый такой вот заход можно сформулировать следующими словами. У человека должна быть выработана способность вспомнить «а что было». Потому что очень часто бывает такая ситуация, что остались воспоминания «что-то там такое важное было», «что-то было важное, но я не могу вспомнить». Вот это когда появляется какой-то новый смысл, новое знание, новое понимание - это очень ускользающие вещи. И первая такая стадия рефлексии она позволяет вспомнить что же было, что было в каком-то определенном контексте. Потому что вот это самое интересное в этом месте. Было, в каком-то одном определенном контексте, а сегодня контекст уже другой. Завтра - третий. И как вспомнить что было именно учитывая этот меняющийся контекст. Дальше следующий вопрос - «а что сейчас?». Как сопоставить - «сей час»? Зачем мне это нужно сейчас?
И вот это как бы самая такая «простая» как бы форма или самое простое понимание рефлексии - все время следить, а что происходит. В каком контексте это происходит, что было и что сейчас. Вот говорят «опыт, актуализация опыта» - это как-то вот про это место. Это пункт 1.1.
Следующий момент - это пункт 1.2. более как бы интересная форма. И этой формой рефлексии очень часто автоматически (естественно) владеют женщины. С мужиками сложнее, но это как бы уже другой вопрос )). То есть такая форма: «а не дура (к) ли я?» Вроде бы здесь объяснять, зачем такая форма рефлексии нужна, не стоит. Но люди очень часто «теряют чувствительность» и попадают в очень забавные ситуации. И следующий шаг - если здесь стоит слово «контекст», и в этом плане - это конструирование и управление различными контекстами. То если говорить про данный пункт «а не дурак ли я?», то здесь можно поставить слово, которое мне очень нравится. Это слово «сценарии». Можно перед какими-то важными событиями, встречами подготовиться - продумать различные варианты сценариев и, удерживая ситуацию через эту форму рефлексии переходить к нужному сценарию. Самый простой сценарий это уйти в такую, как бы «понимающую оборону». «Правильно ли я понимаю?!», «Я услышал, что Вы сказали вот это. Правильно ли я Вас понял, что…». Вроде бы ты оказываешься в ситуации, когда тебя дураком назвать нельзя и есть шанс выглядеть удачно, выстроить нужные представления и нужное состояние. И совершить точное действие.
И вот здесь вот (на схеме) я бы поставил такой вот рубеж. То понимание рефлексии, которое нарисовано «черненьким», оно в контексте таком «поведенческом». А ниже «синеньким», я попробую наметить несколько моментов уже как бы методологических. И переход к этой «методологической» части досочки он такой. Сверху - это такая «естественная» рефлексия: «Ах! Что я наделал!» - это вот до этого переходного места. «Что я сделал!?» Такое понимание внезапное, стыд, shame в английском языке, досада. А ниже этого перехода - это когда ты сознательно отвечаешь на вопрос: «что я сейчас делаю». Причем в определенных культурах рефлексивный вопрос «что ты делаешь?» воспринимается как грубость и хамство. В некоторых наших южных, кавказских культурах за это можно получить в глаз. Поэтому задавать такой вопрос человеку, который горячо и хлопотливо что-то объясняет, задавать ему вопрос «что ты сейчас делаешь?» это опасно!
Здесь можно нарисовать "простую схемочку". Есть определенная ситуация и вдруг появляется затруднение. Ну, не получается что-то как хотелось, непонятно… я не понимаю… не хватает времени, мне трудно, я не могу что-то сделать. Примеры приводить нет смысла, потому что их очень много. Есть такая рисовочка - схема рефлексивного выхода, который позволяет посмотреть на эту ситуацию с другой позиции, и увидеть это затруднение как бы «сверху», как внешнее. То есть здесь (внутри) мы переживаем и страдаем. Соображаем «что было», «контекст», «а не дурак ли я?» А в этой рефлексивной позиции мы на это всё смотрим с внешней стороны.
И вот здесь я поставил бы три точки. Это тема следующего ролика или следующего обсуждения.