О Схеме

Mar 21, 2010 15:24

Восемь шагов к счастью к Схеме

По результатам 5-го заседания Клуба " Кризисам Ура!"

Нас окружают схемы… (Банальность!)
Схемы всякие разные:
1. Карты, схемы в метро, схемы проезда, схемы дорожного движения… Схемы движения документов…
2. Схемы, которые можно назвать организационными.
3. Схемы организации нашего размышления и понимания.
4. ну и т.д.

Способность к чтению различного рода схем, техники схематизации - необходимая часть способностей современного человека. Без этого, похоже, плохо.
Здесь еще надо бы различить способности, свойства, качества, навыки, умения, техники и знания. Но это потом.
Смысл словосочетания «на доске»:
«На доске» понимается в самом широком смысле слова. Если есть (или предполагается, что есть) смысл, то его как-то и на чем-то надо зафиксировать или обозначить.

По собственному опыту могу выделить восемь шагов по освоению тайн схематизации

1. Способность повернуть голову «к доске».
Это не шутка! После нескольких часов работы по организации и планированию взрослые, совершенно разумные на вид люди могут отвернуться от того, что было ЗАФИКСИРОВАНО на доске (с их же слов) и начать "горячо и хлопотливо" говорить что-то «важное» про то, как «на самом деле». Переключить внимание такого человека на то, что нарисовано на доске или написано на бумаге, как правило, не представляется возможным.
Это явление, к сожалению, очень распространено.
Возможные действия? Чего с этим делать, пока не знаю:(

2. Способность узнавать и различать то, что нарисовано «на доске» (Это если удаётся повернуть голову и что-то там увидеть).

3. Способность (как-то) читать схему.
Здесь надо будет подумать про разные виды схем. Например, указатель со стрелочкой и надписью «Туалет» может увидеть, различить и прочитать достаточно много людей. А вот «соединить в голове» значки на карте города и направление собственного движения по улице сможет гораздо меньшая «целевая аудитория». Читать чертежи и видеть в пространстве инженерные конструкции может еще меньше, ну и т.д.

4. Способность запомнить схему или ее часть и воспроизвести (нарисовать) при необходимости.
На этом «шаге» может случиться «беда» в форме некоторого отрыва от действительности, если начать ловить кайф от самого процесса рисования схем и процесса объяснения по поводу рисования.

5. Способность конструирования нужной схемы и конфигурирования схем.
Опасность «беды», описанной на предыдущем шаге, сохраняется. В особо запущенных случаях даже усиливается. Надо быть внимательным и контролировать себя.

6. Способность двигаться в схеме.
Не «по схеме», а именно «в схеме». То есть как бы «надеть» ее на себя, поправить перед зеркалом и пойти «в ней».
Простой пример: составил расписание дел на день, попробовал его соблюсти, вечером подвел итог и скорректировал расписание на следующий день. И так годами.
И не надо здесь «ржать»! Это вообще мало кому удаётся.

7. Способность придумать и нарисовать такую схему, которая потом начинает «двигать тобой».
Вот здесь начинается самое интересное. Типа «с детства мечтал стать космонавтом и стал им». Или «с детства мечтал стать космонавтом, а стал поваром». Или «с детства мечтал стать поваром, а стал космонавтом». Вопрос в том, что при этом «нарисовал на досочке» и что потом делал по-отношению к нарисованному. (типа, "мною плачет этот портвейн", а не наоборот)

8. Способность в «нужный» (как его определить?!) момент сменить одну схему, которая движет тобой «неправильно» на другую схему, которая движет тобой «правильно».
Это я уже себе плохо представляю (но представляю же), поэтому «например» ничего нету. Но хотелось бы.

Употреблять вышенаписанное в любом качестве, а уж тем более размышлять по этому поводу искренне не рекомендую.

состояния, схема, клуб, коммуникация, представления, модернизация образования

Previous post Next post
Up