углы и поля зрения

Feb 08, 2011 17:09

дочитала "Нашу Машу", про которую тут недавно писала, что типа обязательна для прочтения родителям.
пошла узнать, что и как случилось с девочкой (нервный срыв в 18 лет, нервная клиника и смерть в 33 года).
гугль выкинул на пост в жж - собраны какие-то цитаты переписок, обсуждений на форумах. много комментариев, в основном, от тех самых молодых ( Read more... )

lit

Leave a comment

siren_may February 8 2011, 15:09:27 UTC
Вот интересно. Я когда читала ее лет в восемь - мне и в голову не пришло, что можно узнать, что случилось дальше с Машей. Читать чисто как литературное произведение - интересно.
Но мне и тогда какие-то моменты показались не совсем справедливыми.
Я бы вот как раз не восприняла как крайний образец идеала. Насколько я помню еще с тех лет, Пантелеев там терзается тем, что сам не всегда чувствует себя правым, сомневается, совершает какие-то ошибки. Так вот если не рассматривать ее как учебник, а рассматривать просто как еще один опыт, как литературную историю - да, хорошая. Понятно, что бывают люди, которые воспитывают своих людей гораздо ужаснее (я не беру в расчет "не кормят и бьют", я имею в виду чисто психологический аспект), а дети вырастают нормальными людьми, пусть и с какими-то внутренними душевными травмами.
Но то, что они были хорошими родителями, и что всем надо поступать так же - никто и не говорит, в том числе и они сами.

Reply

alyonkkk February 8 2011, 15:29:18 UTC
А я в последнее время всегда любопытствую: после прочтения - героями, если произведение автобиографичное; авторами - если произведение каким-то особенным образом зацепило; при просмотре фильмов - опять-таки связью с реальными событиями; судьбами актёров-детей... этакое кибер-познание, интернет стимулирует подобные вещи.
Но и вообще меня всегда интересуют продолжения историй за рамками этих самих историй: например, когда рассказывают хохму, после смеха всегда спрашиваю "ну а что дальше?". Любопытно ведь, как анекдот входил обратно в колею обычной жизни.

Про идеал - я не совсем корректно выразилась; имелся в виду образец далеко не глупых родителей со вдумчивым и обстоятельным подходом к воспитанию (естесственно, это не избавляет их от ошибок, ну да кто не ошибается...) "Ещё один опыт" и "литературная история" - очень правильные твои слова :)

Reply

siren_may February 8 2011, 18:04:39 UTC
Интересно. Мне кажется, жизнь и литературное произведение все же разные вещи. И герой не тождественен своему автору.
К примеру, бывает книжка (песня, картина) офигенная, а автор - скотина. Ну вот что тут поделаешь! Приходится их разделять. Хотя мне все равно иногда восприятие произведения это отравляет :(
Ну а у хохм специально же замалчивают продолжение, чтобы заострить эффект и обрезать ненужное. Да и не факт, что все потом вошло в колею обычной жизни - просто дальше уже может быть совсем не смешно :)

Reply

alyonkkk February 9 2011, 09:34:08 UTC
Да, безусловно, абсолютно разные вещи, и далеко не всегда нужно (да и хочется) лезть в прозу жизни.
НО порой бывает ощущение, что знания о том, что было в реальной жизни, нисколько не помешают восприятию, и тогда копаешься, читаешь...
А про хохмы... одной стороны медали бывает как-то мало, хочется законченной истории, а не заострённой :)

Кстати, меня немного удивило, что ты "Нашу Машу" читала аж в 8 лет.. Представить, как бы я воспринимала книгу в таком возрасте, пожалуй, не могу; интересно, как она к тебе попала? Или эти дневниковые записи включены в собрание сочинений вместе с детскими расказами?

Reply

siren_may February 9 2011, 12:57:23 UTC
Я не очень хорошо помню свое детство лет до 13, поэтому, может, и не в 8, но что-то около того. Ну а попала, я думаю, без всяких сложностей: просто стояла на полке, и я ее взяла. Помню, что это действительно было собрание сочинений, и сначала я читала "Республику ШКИД". Я относилась к той довольно распространенной категории детей, чье чтение никак не контролировали и не направляли, и я читала все, что под руку подвернется и заинтересует. Моя подруга, у которой было такое же детство, сильно жалеет об этом: что не прочитала в детстве то, что следовало бы прочитать, но по многу раз перечитывала всякий мусор. Я тоже читала, к примеру, детские детективы, а Жюля Верна - нет. Но все, что я не прочитала в детстве, если захочется, я наверстываю сейчас - и мне так же интересно, а Жюля Верна до сих пор не интересно :) Единственное, о чем я жалею, что настоящий сознательный вкус к литературе формируется только сейчас - даже после стольких лет гуманитарного образования ( ... )

Reply

alyonkkk February 9 2011, 21:14:52 UTC
Понятно :)
Из-за тесноты и отсутствия нормального легкодоступного хранилища книг читать, что под руку попадётся, у меня не получалось; что-то мне подсовывали, и вместе с тем я также не прочитала в детстве очень много положенных книг (упоминаемого тобой Жюля Верна, к примеру). И также навёрстываю теперь.
Не совсем поняла, что ты подразумеваешь под "вкусом к литературе": сознательную радость чтения или сознательный выбор того, что следует читать?

Да-да, про сдобную уточку (и ещё петушков-леденцов) - это ужасть! Если честно, меня вот сейчас коробит откусывать голову мишке-пироженому)) Как было в детстве - не помню.

Reply

siren_may February 11 2011, 07:17:30 UTC
Да, физический доступ к книгам - это отдельная тема, я порой перечитывала что-то по многу раз не потому, что сильно нравилось, а потому что в местах, где я жила, просто не было других книг :)) В этом плане современным детям гораздо легче - не знаю, могут ли они оценить.

Раньше, когда я что-то читала, я разделяла просто на "нравится - не нравится", "интересно - не интересно". Только сейчас я оказалась в состоянии оперировать более широкими понятиями из серии "плохой стиль - хороший", "удачно выстроенный сюжет - неудачно". И, к примеру, не буду читать книгу, если мне не нравится стиль повествования - если только это для чего-нибудь не нужно или кто-нибудь настоятельно посоветовал.

Да-да, меня, похоже, не смущают только шоколадные деды морозы - они какие-то совсем не настоящие :))

Reply

alyonkkk February 13 2011, 21:04:02 UTC
У современных детей отношения с книгами совсем другие, нежели даже у нас - слишком многое перетягивает внимание. Оценить - пусть не ценят, главное, чтобы пользовались в полную меру.

Ага, поняла тебя. К делению "нравится - не нравится", "интересно - не интересно" добавилось "хорошо - плохо".

Эх, и давненько я не грызла шоколадных дедов морозов, касательно которых только одно желание - чтоб полость внутри тоже была из шоколада ))))

Reply


Leave a comment

Up