Кадр из фильма "Вальмон", в роли Маркизы - Аннет Бенинг
Маркиза де Мертей - красавица, интриганка, главная героиня романа Шодерло де Лакло «Опасные связи».
Она, конечно, злодейка. Но насколько ее письма легче и приятнее читать, чем письма условно положительных героев.
В процессе переписки маркиза даже дает несколько рекомендаций по стилю письма. Возможно, в том числе и для того, чтобы ей самой было легче читать о том, что происходит с «подопечными».
Например,
письмо 121 от маркизы де Мертей к кавалеру Дансени, ее ответ на
это письмо:
«Послушайте меня, оставьте этот умиленно-ласковый тон, который превращается в какой-то условный язык, когда он не является выражением любовного чувства. Разве дружба говорит таким стилем? Нет, друг мой, у каждого чувства есть свой, подобающий ему язык, а пользоваться другим - значит искажать мысль, которую стремишься высказать.»
«...Поэтому в моем письме вы найдете лишь то, чего недостает вашему: искренность и простоту. Например, я скажу вам, что мне было бы очень приятно видеть вас подле себя, что мне досадно быть окруженной только людьми, нагоняющими на меня скуку, вместо тех, кто мне нравится. А вы эту же самую фразу переводите так: научите меня жить там, где вас нет! Таким образом, если, предположим, вы будете находиться подле своей любовницы, то не сможете существовать в ее обществе без меня в качестве третьего лица? Какой вздор!»
Или, к примеру, из
письма 105 от маркизы де Мертей к Сесили Воланж:
«P.S. Кстати, забыла... еще одно слово. Вам надо обратить сугубое внимание на свой стиль. Вы продолжаете писать по-детски. Я понимаю, отчего это происходит: вы говорите все, что думаете, и ничего такого, чего бы не думали. Между нами двумя это вполне допустимо: ведь мы не должны ничего скрывать друг от друга. Но со всеми прочими! Особенно с вашим возлюбленным! Вы всегда будете казаться дурочкой. Поймите, что когда вы кому-нибудь пишете, то делаете это для него, а не для себя. Поэтому вам надо стараться говорить ему не столько то, что вы думаете, сколько то, что ему больше понравится.
Прощайте, мой ангелочек, целую вас, вместо того чтобы бранить, в надежде, что вы станете благоразумнее.»