Разве не волшебство: оставив на пару часов соски и памперсы, побывать на открытии оперного сезона легендарного театра "Ла скала" и окунуться в музыку Моцарта "Дон Жуан" (одной из лучших опер по мнению Чайковского - а уж он то в музыке разбирается). Я побывала в мекке оперы, рассмотрела миланские наряды итальянок, а самое восхитительное - услышала, увидела и почти осязала шедевр на сцене мирового значения.
Спасибо спутниковой связи и замечательной идеи ее приложения для перемещения прекрасного из Милана в Питер и еще во множество городов России.
7 декабря для миланской оперы словно 1 сентября для школьников - великий праздник, а по праздникам поется особенно легко. Так легко поется, что через 10 минут я погрузилась в действие полностью. Первое, что меня заворожило - это настоящая, самозабвенная актерская игра певцов. Станиславский бы прослезился и сказал "верю!".
Что еще потрясло, так это зрелищность, до которой нам к сожалению расти и расти. Не знаю что тому виной - деньги, идеи или желание, но даже минималистические декорации разворачиваясь и трансформируясь создавали просто фотографический шедевр.
В самом начале внезапно возникший из зала Дон Жуан оказывается у необъятного, во всю сцену зеркала, где отражается он сам и весь зал, оживляя известный постулат "посмотри на себя со стороны; затем минималистичные декорации, напоминающие занавес театра, сменяются на бесконечно уходящую анфиладу залов, черно-белые одежды актеров на пурпурные бархатные наряды. Ярко, неожиданно, нескучно.
Хорошо бы отозваться о голосах - это же основа оперы, но это труднее чем описывать запах. Вообще когда все певцы на сцене профессионалы мирового значения трудно мыслить категориями лучше-хуже. Шедевр заглатывается сознанием полностью и ты только и можешь что сказать :"Ах, великолепно!".
Особенно яркие оказались для меня Дон Жуан, Донна Анна и Слуга. Ну главная роль она и есть главная и важная, Дон Жуан хорош, самобытен и харизматичен. Анна Нетребко покоряет - ее глубокий и чистый голос абсолютно подходит для роли Донны Анны. Сказать что арии восхитительны - это сотрясать воздух. Надо слушать. Слуга Дон Жуана - Лепорелло (Брин Терфель) оставил неизгладимое впечатление. Человек пел, словно жил. Его лицо- зависть мимигранта - ежесекундно выражало суть текста, арии в его исполнении можно было бы не переводить, понятно и так - человек жил ролью, блистал ею - это был его звездный час...
Сам сюжет, или скорее инетерпретация режиссера, меня погрузил в небольшое замешательство. Дон Жуан Роберта Карсена (собственно, режиссер) не тот однозначно понятный пушкинский образ, где зло наказуемо и зритель однозначно на стороне командора и карающей справедливости. Все действующие лица современны, а значит их принадлежность к хорошим или плохим не так однозначна. Здесь героини немного более распущены, чем должны били бы быть по идее невинно соблазненные добродетели - они отвечают на объятья, ходят в нижнем белье, где-то даже оголяются совершенно. Герои-защитники чуток тушуются, покорны или глуповаты, а вот сам Дон Жуан легкий незлобный сорванец, просто немного переигравший в неположенном месте со слишком серьезными людьми... Не смотря на торжество справедливости к ловеласу проникаешься симпатией и завершающая ария звучит уже не торжественно, а укоризненно и грустно.
Спутники сработали на "ура", и только на последних аккордах связь прервалась и спустила нас на землю. "Нет сигнала" вместо поклонов, цветов и рукоплесканий.
В зале "Авроры" никто не хлопал. Наверное подумали что бессмысленно, когда тебя не слышат на другом конце.
Зато никто не бежал в гардероб посередине второго акта, как в мариинке... Шедевр не отпускает в гардероб раньше времени :)
И все таки не хватает запаха театра.
Но если учесть что я побывала на другом краю мира - это становиться неважной мелочью.
Счастье для меня организовала НЕВАФИЛЬМ EMOTION и
belik за что им отдельная большая человеческая благодарность.