Морские байки.

Feb 18, 2013 15:37

Когда мне было 10 лет.

Давным-давно, когда в Москве проходили Олимпийские игры, а мне исполнялось 10 лет, мой дедушка, Капитан Дальнего Плаванья, решил показать мне его любимую работу. В то время он уже работал в военном отделе Грузинского пароходства, и его работа заключалась в подготовке экипажей гражданских судов к действиям в зонах военных конфликтов. Наши суда ходили в Никарагуа, Анголу, Кубу и другие неспокойные точки мира. И экипажи судов должны были уметь правильно реагировать на появление рядом с судном подводных лодок, плавучих мин, самолетов-разведчиков и прочей напасти. И, уйдя с капитанской работы на берег, мой дед имел возможность ходить в рейсы с инструкторской миссией, заодно не давая себе соскучиться по морю.

9 Мая. При полном параде.

К морю, кораблям, морскому сленгу и традициям он приучал меня с младенчества. Любимым местом наших прогулок были портовые причалы, где можно было вдыхать влажный воздух пахнущий особым запахом порта, посещать корабли в порту, преодолевать проходную  в порт без пропуска ( у него он был всегда, а у меня - никогда). Для меня с младенчества были знакомы такие слова как кок, бак, ют, кубрик, кингстон, кранец, кнехт, леер, коммингс (и, что наступать на него - признак невоспитанности, как и входить в дверь без стука), я не путал боцмана с лоцманом.

Вот так проходило мое детство.



Но выйти в рейс на грузовом корабле! Это был супер-подарок на мой первый юбилей.
Нам предстояло совершить рейс по маршруту Батуми - Одесса - Батуми на стареньком танкере «Маштаги», доставив в Одессу 4.500 тонн авиакеросина. Корабль был построен в 1964 году, был длинной 123 метра и имел 2 надстройки - центральную, где находился ходовой мостик и каюты экипажа, и кормовую, с машинным отделением, лазаретом, камбузом и столовой.

Да что рассказывать - вот его прижизненное фото в Батумском порту.


Подружился я с командой буквально с первого дня. С самых ранних часов и до поздней ночи я крутился на капитанском мостике, где меня сразу решили привлечь к делу - возложить на меня работу вахтенного рулевого. Никаких «авторулевых»,  GPS-систем управления тогда не было. Перед штурвальной колонкой в центре рубки был расположен компас и указатель положения руля корабля (аксиометр). Инструкция по управлению судном была проста и кратка: «Нам надо держать на компасе курс 270 градусов. Если мы отклонились и наша  цифра на шкале ушла вправо, то штурвалом гоним указатель руля туда же, догоняем ее и возвращаем на место». В общем краткий теоритический курс морского техникума по специальности «матрос-рулевой» был прочитан минут за 5. Приступили к практике.

Как мне казалось - выглядел я примерно так:


На деле «догонять» циферку стрелкой оказалось сложнее и забавней. Даже выстроившись в идеальную линию, как только я брал в руки штурвал они начинали разбегаться (ветер, течения, крен судна…) и ни в какую не хотели собираться вместе. Курс убегал вправо, я начинал догонять его рулем, тогда курс начинал бежать в обратную сторону, и уходил влево. Я опять догонял его штурвалом, но заставить замереть компас в нужном положении мне не удавалось. При чем с каждым поворотом штурвала амплитуда наших отклонений увеличивалась, вместо того, что бы затихнуть на заданном курсе.   Сколько продлились мои упражнения - сейчас уже не скажу. Может час, а может всего минут 10. Дав мне отдохнуть, мой наставник (один из помощников капитана) показал мне наш маршрут, отображенный чернилами на бумажном рулоне самописца. Вместо прямой линии, по которой мы должны были идти, было изображено туловище многокилометровой змеи эфы.

Echis carinatus


И в этот же момент раздался звонок из машинного отделения с вопросом: «У нас что на борту учения по отработке маневров при торпедной атаке?» Механиков удивило энергичное хождение руля и обидело то, что их не предупредили.
В конце дня я уже сносно держал тяжелый корабль на курсе, привыкнув к его габаритам, инерции и скорости выполнения маневров.

Будни вахтенного рулевого.




Но рулить просто каждый день было бы скучно и мы с вахтеными офицерами придумывали себе разнообразные развлечения.
Одни раз в рубке появилась винтовка-воздушка. Очевидно, она входила в судовой инвентарь для подготовки экипажа к сдачам норм ГТО. Мы начали упражняться в стрельбе, располагая наши мишени на планшире - широких перилах борта. Мишенями служило все, что находилось под рукой и не жалко было сбить точным выстрелом за борт. Но «классические» упражнения быстро надоели и мой старший товарищ (думаю, ему тогда не было  и 30-ти лет) предложил «пострелять по бегущему кабану». Кабаном был назначен матрос, который выполнял какие-то работы на носу корабля, метрах в 40 от нас. Первый выстрел был сделан в рынду - корабельный колокол. Это заставило матроса задуматься, повращать головой. Второй раз целились уже ниже пояса. Пишу сейчас и понимаю, какими идиотами надо быть, вытворяя такое! Но мне тогда только исполнилось 10 лет и спрашивать с меня много было нельзя (хотя дед уже объяснил мне правила обращения в оружием - дома было точно такое ружье, и, узнав о такой выходке, точно прибил бы), но а моему «подельнику» - Бог судья. Может такие «забавы» на судне были регулярными и опытным путем была доказана безопасность выстрела из воздушки на таком расстоянии. В общем, загнали мы жертву за брашпиль (громадный барабан якорной цепи), откуда он начал сигнализировать нам, размахивая снятой майкой, «Тут люди!»
 Можно удивиться - а где же хваленая морская дисциплина? Дело в том, что это был старый пароход, работавший в каботаже - выполняя рейсы внутри страны. В каботаж моряков отправляли после проступков, наказывая закрытием визы, лишением валютных заработков, возможности привезти что-нибудь из заграницы. Им оставался самый тяжелый, монотонный труд, за небольшую зарплату. Представляете себе месяцев 11 работать на одном и том же маршруте? Вот народ сходил сума, понимая, что наказать больше их уже нельзя.

В другой раз мы решили устроить гадость второму помощнику капитана, которого не любили за сухость и занудство. Две надстройки корабля были связаны между собой переходным мостиком, над которым мы и зафиксировали проволокой шланг. Замысел был в том, чтобы окатить нашего недруга водой из пожарной системы. По плану я должен был стоять «на шухере» и дать отмашку (по-моему) третьему помощнику капитана на открытие вентиля, когда второй будет под шлангом. Вся затея чуть не сорвалась, когда я увидел, что второй помощник идет в нашу сторону не один, а … вместе с моим любимым дедушкой! Это, наверное, первое решение в жизни, которое я решился принять так быстро. Я знал, что дед любит водные процедуры, даже зимой плавает в проруби, а уж летом… Кроме того, он человек с таким чувством юмора, что может одалживать его другим, без ущерба для себя. Короче - я дал отмашку.

Что рассказали мы, объясняя внезапный «Праздник Нептуна», когда два мокрых морских начальника допрашивали нас в рубке, я не помню.

Судя по фото - я должен был надраить палубу.


Дед потом рассказывал: «Вижу -шланг болтается, думаю - непорядок. И Лёшка с хитрой физиономией рядом шляется. Но такого подвоха - не ожидал!» Но нас быстро простили и на рее не вздернули.
Кроме этого я помню, как научился наносить на переборку краской надписи при помощи трафарета и поролонового тампона и, что «очень красивая звезда получится, если трафарет вырезать из пачки сигарет «Космос».


Еще помню как одному из матросов стало плохо - пошел камень в почке и мы, изменив курс, ссадили его на прибывший из Севастополя катер. Как еще развлекались мы 33 года назад - сейчас не вспомнить. Одно скажу точно - спиртным на корабле никто не баловался. Это было абсолютное табу.
В Одессе мы стояли недолго - разгрузка и обратный путь в балласте. Заново пришлось учиться управлять кораблем - танкер легче - инерция другая, борт выше - ветровая нагрузка сильнее. Пробыв с неделю в море, в первую ночь дома я проснулся от того, что задыхался без морского воздуха. Так я навсегда заболел морем…

В Одессе.

корабли, интересное, детство, СССР, путешествия

Previous post Next post
Up