30 лет стажа

Apr 30, 2017 15:30

Как-то внезапно я вспомнил, что совсем незаметно для мировой общественности прошло одно знаменательное событие - 15 апреля исполнилось ровно 30 лет как я обрел статус автомобилиста.




Учился автоделу я в школьном учебно-производственном комбинате на протяжении двух последних школьных лет учебы. Распределение по учебным специальностям в УПК производилось, конечно, с учетом пожеланий курсантов, но эти пожелания чаще всего не учитывались. Изначально меня, с моим неразлучным другом Эдиком, оформили в группу электромонтажников, презрительно наплевав на наше желание быть водителями категории "С". Конечно же нас это возмутило и мы просто взбунтовались. Сходили к завучу УПК и объяснили ей, что учиться на электромонтажников (или кого либо другого) мы не будем. И просто прогуляли первые два учебных дня в УПК. Когда новость о нашем "протесте" дошла до руководства нашей школы то мы нагло заявили там, что если нас не запишут в группу подготовки водителей, то мы уходим из нашей спортивной школы (в которую перевелись год назад) в свои предыдущие школы "по микрорайону" и они (руководство спортивной школы) будут по нам очень скучать.
Не знаю, может быть мы и вправду были ценны нашей новой школе, может быть просто мы вовремя применили нашу наглость, или просто тогда начинались времена перемен и прокатывали даже такие нахальные варианты, но к концу сентября нас пригласили занять места в учебном классе по автоделу.
Из учебного процесса я запомнил стоящие в классе циклопические двигатели с вырезанными секторами крышек и кожухов, открывающие взору внутренности агрегатов; очень занудные уроки по устройству автомобиля, на которых нам пытались разъяснить назначение буквально каждого болта и узла агрегата, именно тогда я получил первый практический опыт сна на занятиях; занятия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от нашей водительской деятельности. Старушка в белом халате, которая учила нас премудростям оказания первой помощи, как-то совсем без эмоций сказала, что при потере сознания пациента надо обезопасить от удушья западающим языком, приколов последний булавкой к вороту одежды. На мой вопрос: "Ему же будет больно!" она хладнокровно ответила: "Ему в этот момент будет все равно."
Долго и въедливо мы учили правила дорожного движения, перерешивая каждое занятие десятки билетов с вопросами и разбирая непонятные дорожные ситуации. Натренировались до такой степени, что теоретический экзамен в ГАИ лично меня вообще не пугал, и сдал я его быстро и без ошибок.
А вот самой "вкусной" - практической части обучения я оказался лишен. Сначала, конечно, мне выделили инструктора и престижный автомобиль ЗИЛ-130, но у нас состоялось всего одно практическое занятие. Я пришел в гараж и мой инструктор (как сейчас помню звали его Сергей Иванович) объяснил мне устройство водительской кабины, органы управления автомобилем и содержимое приборной панели. Это было темой первого занятия. После этого загнал меня в смотровую яму с заданием отмыть задний мост нашего учебного авто. После того как я вяло и без охоты справился с этим заданием, Сергей Иванович уволился из УПК и более наши жизненные тропы не пересекались. Его курсантов "раскидали" по другим автомобилям и наставникам, а про меня забыли. Я полтора года ходил на занятия, пытался найти свою фамилию в расписании практических занятий, но меня там не было. Я был спокоен и особо не переживал, думая что теперь то это уже точно не моя проблема. А "отводить" для допуска к экзаменам мне надо было 30 или 40 часов.
Вспомнили обо мне в марте уже следующего учебного года. Среди рутинного урока по правилам движения меня вызвали к завучу УПК и та вела дискуссию пребывая в эмоционально-возбужденном состоянии:
- Сколько у тебя часов вождения на сегодня?!
- Два.
- А ты знаешь что у тебя через две недели (на самом деле - через три) у тебя экзамен в ГАИ и ты идешь в первом потоке?!
- Не знаю.
- Когда ты собираешься "откатывать" твое вождение?!
- А чо я?...
- Короче, у тебя теперь будет новый инструктор (наконец-то!), будешь с ним заниматься каждый день. Не вздумай прогуливать!
- О`кей!
Первое занятие состоялось в двадцатых числах марта. Мне сказали по телефону, что к определенному времени я должен приехать куда-то в район Никелевого завода (это самое сердце промзоны Норильска), где меня подберет мой наставник. Был солнечный и морозный день. Типичный мартовский день в Норильске.
Наставник подъехал на кремовом ГАЗ-51 и я сменил за рулем предыдущего ученика.


Моего нового сэнсея звали Виктор Иванович, он был гораздо старше и флегматичней моего несостоявшегося учителя. О спросил:
- Ездить умеешь?
Естественно, я ответил положительно. Хотя весь мой водительский стаж на тот момент составлял считанные минуты езды на отцовских Жигулях по пустырю.
- Ну, тогда - поехали, сказал инструктор и мы покатились по улицам старого города. Он только задавал мне траекторию движения и редко помогал своими дублирующими педалями или советами - куда переключить КПП или кого пропустить на перекрестке.
Никакого "полигона" у меня не было. Все два часа первого занятия мы колесили по промзоне. Что я запомнил. Очень непривычное чувство того, что тебе катастрофически не хватает времени на решение дорожных задач. В классе над каждой дорожной ситуацией можно думать хоть минуту, хоть две. А тут эта ситуация накатывается на тебя с реальной скоростью, время подумать кто на главной дороге, а кто на второстепенной на порядок меньше, да еще надо нажимать педали, дергать ручку КПП, крутить руль - все это в первый день тоже не делается на автомате...
Но я справился. Под конец мы даже выехали в город и я сам доставил себя к своему дому на углу Нансена и Красноярской.
Дома я сел обедать, но сделать это смог с трудом - кисти рук так и остались в состоянии "держи руль крепко" и категорически не разгибались для держания ложки и вилки.... Плюс внутри стало трусить от пережитого стресса.
А далее пошло все проще. Некоторые занятия мы полностью проводили на полигоне - замерзшем озере у Соцгорода, катаясь с другими пацанами по кругу, когда инструкторы сидели в кабине другой машины и что-то пили. Когда становилось скучно - катались задним ходом. По городу мы так же катались много, практикуясь переключать передачи с "двойным выжимом" или "перегазовкой". Многие из вас знают и владеют этими приемами? На полигоне до автоматизма отработали трогание автомобиля в горку, заезд в гараж задним ходом и разворот в узком дворике.
Экзамены в ГАИ и сдал без всяких сложностей (Несмотря на то, что я так и не успел выкатать свою норму и последние часы практики мне просто приписали). Хотя экзаменационной машиной был, по-моему, совершенно новый для меня ЗИЛ-157, я проехал не нем положенное расстояние, никого не сбив, не раздавив и даже не заглохнув. И с 15 апреля 1987 я стал обладателем водительского удостоверения категории "С" без "любительской" ремарки "Без права работы по найму" (т.е. я водитель-профессионал). У меня была другая пометка "Управление ТС разрешено по достижению 18 лет". Дело в том, что права я получил в возрасте 16 лет. Вот такой существовал тогда нюанс.
Позже я "открыл" категорию "В", а грузовая категория мне до сих пор ни разу в жизни не пригодилась.
Ну а активным участником дорожного движения я стал 5 лет спустя, купив в Израиле свою первую Тойоту Короллу (то был мой первый и последний в жизни банковский кредит) и учась ездить заново уже в совсем условиях суматошного ТельАвива и пригородов.

Только сейчас я заметил, что Свидетельство об окончании УПК мне выписали числом, когда я даже не приступил к практическим занятиям по вождению. Никакого порядка не было что тогда при Советах,  что сейчас....
Учетная карточка норильского ГАИ с оригинальной фотографией, которая была на моих первых "правах" почему-то сегодня не нашлась. Возможно, найду ее чуть позже и вывешу здесь. Там есть над чем посмеяться....
Оставайтесь на связи!

авто, детство, школа

Previous post Next post
Up