* * *

Aug 20, 2016 01:35

Мир парадоксален.Человек и процессы его жизнедеятельности тоже.

От того, что не подходит, невозможно отделиться до тех пор, пока не произойдет слияния с чем-то новым.
Но слияние с чем-то новым, предполагает риск, что новое может оказаться непитательным или менее питательным, чем то, с чем было слияние прежде.
Поэтому "цепляние"за травмы, бессознательное нежелание меняться, связано со страхом более травмирующего опыта.

И иногда проще бесконечно жаловаться на свою судьбинушку, холя и лелея свою травму:
"Ох ты травмушка моя, как же ты мне жись-то попортила! Но я тебя хорошо знаю, знаю как можно организовывать контакт с другими людьми через тебя. Как тебя, блин, контролировать, и как жить с тобой.
Да, контакт с окружающей реальностью может быть и херовенький, но контакт. А если отпущу я тебя, дорогая моя дурацкая травмочка, то вдруг меня нахлобучит новый опыт так, что я с ним не справлюсь?
Ну уж нет. Я буду беречь себя от новых рисков от вероятности оказаться в полной уязвимости, без прикрытия своей настоящей и спонтанной мякотки тобой".

Любое новое слияние, означает смерть чего-то старого. Старое перестает быть опорой. И старое не может быть вечной опорой. Ибо если от него не отцепляться, то оно само отцепит от себя. Тем, что убьет, истощит, обесточит то, чем происходит цепляние. Лишит энергии.

Это как если вцепиться рукой во что-то и не разжимать мышцы, то либо мышцы истощатся и сами отцепят то, за что держались, либо произойдет атрофия и, гипотетически, воспалительный процесс такой силы, который приведет к весьма печальным и необратимым последствиям. И такое слияние приносит смерть чего-то. Так же, как и смерть приносит слияние.
Смерить тела, означает одновременно и сепарацию - все обменные процессы останавливаются, уже не надо ничего в себе растворять, что бы жить. И, одновременно с этим, тело сливается с землей, которая кишит жизнью.

Ходьба же больше похожа на танец отношений, со сближением и отдалением.
Я "контактирую" своей ногой с землей, вторую отделяя от опоры, оставаясь какой-то своей частью без поддержки, и потом вновь ее обретаю, отрывая другую часть себя от опоры.
Это дает мне возможность двигаться к изменениям.

Если границы в отношениях ясные, не рыхлые, это мне позволяет двигаться с наименьшими энергозатратами.
Если границы рыхлые, то на каждое движение мне требуется значительно больше сил, чем при опоре на что-то упругое, достаточно прочное и ясное.

Идти в мутной воде по иллу босиком на слабых ногах куда более энергозатратно, чем по твердому ровному асфальту, имея хороший тонус в теле, правда?
Правда и то, что в асфальте куда меньше жизни, чем в илле. Но в илле - в отношениях, где мало ясности, много вязкости, можно и застрять. Так же, как в случае "идеального асфальта" вокруг, то есть в отношениях, где границы идеально "ровные", непрошибаемые, негибкие, можно истощиться от эмоционального голода.

Это все метафоры, которые, на мой вкус, наглядно дублируют динамику, свойственную не только телесному и осязаемому, но и психике.
И я, как специалист, относящий себя к гуманистическим школам терапии, и испытывающий тонкий душевный трепет к экзистенциальным направлениям, не могу не брать во внимание такие понятия, как "дух", "воля", "выбор".
И, в качестве метафоры того, как "дух" может быть сильнее паттернов, хочу рассказать еще одну метафору, основанную на реальном опыте близкого мне человека.

Однажды, пытаясь взобраться на крутую гору, он сильно выдохся от физической нагрузки. Под ногами то корни деревьев, то камни, рассыпающиеся под ногами, то выступы, то стеной стоящий лес.
Пробираться сквозь эти препятствия было очень изнурительно. Но, глядя вперед, можно было заметить конец. И, осознание того, что вот она - вершина горы, давало силы преодолевать препятствия дальше.
Однако, добравшись до предполагаемой вершины, на месте оказывалось, что это была не вершина. Это был выступ скалы с ровной площадочкой. И, что бы добраться до вершины, нужно было идти дальше,снова под крутой уклон, снова преодолевая препятствия.
И вот она - вершина, еще чуть-чуть, но.. это оказывалась очередная "ступенька" горы. И надежда добраться до вершины, таяла.
Силы были рассчитаны до очередного выступа, с ожиданием того, что это и есть вершина. А на практике оказывалось, что это всего лишь видимый фрагмент горы.

Сначала в гору позволяла идти надежда, что следующий обозримый конец - это и есть вершина.
Когда же и второй "конец" оказался лишь частью пути, дальше помогала идти злость.
И на третьем таком выступе, энергия подниматься в гору кончилась.

Но что-то внутри открылось и зазвучало: это очень большая и крутая гора. Она казалась меньше издалека. Но издалека было совершенно очевидно, что у нее есть границы, она не бесконечная.
В процессе взбирания на нее она казалась необъятной и непреодолимой.
Издалека не было видно всех тех препятствий, с которыми пришлось столкнуться и преодолевать, что бы продвинуться дальше.

И пришлось признать: да, это большая гора. Очень большая и сложная гора. Но я - больше.

Я верю, что дух человека, сильнее паттернов.
Я верю, что благодаря духу, силы на изменения могут появляться даже там, где, казалось бы, их быть уже не должно.
Я верю, что когда есть контакт с этим внутренним, невидимым, никакими приборами и анализами неизмеримым - со своей сутью, со своей жизненной энергией, то человек может менять значительно больше, чем можно предположить, опираясь на логику, обозримые контексты и привычное ощущение собственных сил.
И, в то же время, я верю, что не встречаясь с преодолением гор, которые кажутся непреодолимыми, невозможно максимально и по-настоящему раскрыть и узнать истинного себя.

экзистенциальное, выбор

Previous post Next post
Up