Сегодня на семинаре Лены Петровой по работе со сновидениями делали упражнение: надо было взять какой-нибудь небольшой эпизод из жизни и представить как бы его мог нарисовать художник-пейзажист.
Пока ехала сегодня домой в отличном настроении, вдруг задумалась над тем, что это упражнение напоминает мне процесс написания картины.
Сначала поднимается какое-либо возбуждение, которое все усиливается и усиливается, постепенно перерастая в образы. Появляется сюжет. Он в моем воображении меняет образы то так, то сяк до тех пор, пока сочетание символов и образов в моей фантазии не совпадет так, что появляется ощущение: вот оно! Вот то, что я хочу выразить, вот та картина, которая передаст все хитросплетения моих чувств и ощущений. Картина, которая выразит куда больше меня, чем я могу это сделать словами. Ведь слова в первую очередь попадают в рациональную часть. Образы, метафоры, цвета, фактура, масштабы передают куда больше информации, касающейся чувств. Ибо они попадают сразу в чувственную часть, оставляя в душе отпечаток, называемый ВПЕЧАТлением.
Дальше наступает момент воплощения своей фантазии на холсте, бумаге или еще чем-нибудь - не суть.
Сначала поверхность пуста, нужно расположить композицию так, что бы она позволила передать внутренний распорядок и игру образов, несла в себе чувственный смысл, который я хочу передать.
И вот, часто так получается, что я хочу нарисовать одно, а в процессе рисования чувствую, что на бумагу оно ложится совсем по-другому. Появляются новые детали, в каком-то смысле, картина начинает жить своей жизнью: в какие-то места просятся конкретные детали, которых не было в воображаемой картине. Эти детали меняют тон, настроение картины и хочется добавить что-то еще. И можно "отдаться" картине, что бы "она сама рисовалась", можно долго и кропотливо все переделывать, что бы добиться именно того, что было изначально в воображении. А можно начать, почувствовать, что энергия упала и продолжать писать/рисовать уже совсем не хочется. И такие незаконченные работы могут лежать на антресолях годами, дожидаясь своего завершения или переделки.
Главная мысль этого абзаца: выражать что-либо, это совсем не то же самое, что представлять как я хочу это выразить.
Этот процесс мне очень напоминает саму жизнь, где каждый человек автор своих собственных жизненных проектов. Какие-то получается выразить точно, на какие-то "проекты" энергия угасает в процессе делания, какие-то задумывались как она, а воплощаются в жизнь совсем по-другому.
Полтора года назад я начала проект под названием "Литва".
Сначала переезд был новой страницей, чистым холстом, и я не знала какой картиной этот холст станет и станет ли вообще. Получится ли у меня то, чего я изначально себе фантазировала или получится что-то совсем иное.
Но я знаю, что если в картине удалось выразить свое внутреннее ощущение, хитросплетение сюжета, то при завершении картины наступает экзистенциальный оргазм, когда возникает внутреннее телесное и душевное "ДА, вот то, чего мне было важно сотворить. Вот дитя моей души и плод моего воображения, родившийся в реальность, который теперь живет своей жизнью, становясь для меня ресурсом".
В процессе воплощения моего "проекта "Литва" было много белых пятен, обнаружение несостыковок сюжетов внутри этой картины/проекта. Чего-то потихоньку начинало вырисовываться, что-то нравилось, чему-то не за что было зацепиться и это выглядело так же, как могут выглядеть в натюрморте прорисованные фрукты на столе, где фрукты есть (потому что они прорисованы), а стола нет, потому что он остался лишь наброском.
Приехав в Вильнюс, у меня не было ничего привычного, кроме кошки и чемодана с вещами. Ничего - ни одного знакомого, ни одного слова на литовском, ничего, в общем.
Сегодня на семинаре я почувствовала сильное и очень приятное возбуждение. Не только от того, что я очень люблю быть на хороших семинарах. Прислушавшись к себе я почувствовала на сколько мне важны люди, которых я считаю "своими". Мне было чертовски важно увидеть и Лену Петрову и как человека, чей опыт мне интересен, и как человека, у которого я училась и до Литвы, и в Литве на одном из семинаров. Это очень важно оказалось для меня - что бы происходило что-то знакомое, регулярное. Хоть что-то, кроме налогов и трудностей.
Мне так же было важно что я встретила людей, которых я не видела целый год (а то и больше). Людей, живущих в Литве, но уже ставших "своими". Людей, с которыми у меня есть пусть не богатая, но все-таки история взаимоотношений.
* * *
Несколько лет назад я была на семинаре Жан-Мари Робина, на котором мне очень сильно врезалась метафора, символизирующая принцип осознавания. Он говорил, что контакт с миром и осознавания возможны лишь на контрасте, приводя в качестве примера простой пример с водой:
Если засунуть руку в ведро с водой, температура которой будет такой же, как рука, то ничего не почувствуешь - не чувствуется где заканчивается рука и начинается вода. Такая среда не рождает возбуждение. Но если засунуть руку с ледяной водой, то возбуждение от такого контакта сильное: я почувствую, что руке холодно, я почувствую, что мне хочется ее вытащить или наоборот - оставить, если мне очень жарко.
Иными словами, если находиться в привычной среде, во всем, что стало автоматическим, привычным, то невозможно испытать возбуждение, энергия будет низкой. Возбуждение появляются лишь на контрасте. И это один из главных принципов психотерапии: создать среду (эксперимент ли, интервенцию ли), которая на контрасте нового опыта выявляет возбуждения "чего я хочу", "чего я не хочу", "кто я", "почему я так делаю и как я могу деть по-другому" и пр.
НО. Сегодня я поняла еще одну важную вещь. Постоянство объектов в поле - это так же "среда", через которую я получаю возбуждения, осознавания и, как следствие, развитие своего возбуждения от осознавания к действию.
Сопоставление прежнего опыта и опыта в здесь и сейчас относительно одних и тех же отношений, порождают во мне возбуждение и осознавания. Просто это разного рода "плоскости" осознавания.
Это как осознавать свое возбуждение перед тем как начать писать картину и осознавать свое возбуждение после того, как ее написал.
Это как исследовать "какой я" на контрасте совсем нового опыта и исследовать "какой я" процессуально.
Если бы я каждый день начинала писать новую картину, не давая себе время "прожить с ней" полный цикл в нашем с ней темпе, я бы была мастером преконтакта, то есть мастером распознавания своего возбуждения перед тем, как начать писать. Но я бы ничего не узнала про то, а как я "живу" в каком-то процессуальном опыте.
Если бы в моей жизни каждый день были новые люди/страны и отношения не развивались бы в привязанность, я бы никогда не узнала какая я в привязанности, и не знала бы что такое "экзистенциальный оргазм", когда какой-то долгий и глубокий процесс подходит к своему логическому завершению, увенчавшись удовлетворением. А потом наступает кризис под названием "поиск новых смыслов", где поменявшиеся в совместном опыте партнеры ищут новые смыслы, удерживающие их в отношениях. Иногда находят и начинают уже новые отношения все в той же паре. Или же их дороги расходятся.
Я что хочу всем этим сказать. Я часто в контексте терапии слышу тему про получение нового опыта, который служит средой для обнаружения своих возбуждений и осознаваний.
Но сейчас мне особенно ценно обнаруживать, что обнаружение постоянства может быть куда более мощным фактором, поднимающим возбуждение и осознавания, нежели новизна, создающая контраст.
Слияние (отсутствие контраста), это такой же важный и необходимый для здорового контакта со средой механизм, как и сепарация.
И снова я прихожу к банальным выводам: истина всегда где-то по середине и психика (как и все живое), стремится к балансу.