Раньше такую не видел.
Автомобильный мост и сейчас на том же месте. Дорога с Менового двора ведет через мост, мимо пивоварни (справа за мостом у самого берега) поднимается к Яицким воротам (примерно на углу Горького и Бурзянцева).
На высоком обрыве соборы Преображенский, 1750 (подальше) и Введенский, 1753 (сейчас вновь построенный на том же месте). Гауптвахты еще нет, губернаторский дом пока еще старый, неплюевский.
Можно попытаться определить время создания гравюры, пересчитав купола и колокольни церквей.
Крайние слева колокольня и купол Петропавловской церкви, 1757 (на углу Советской и Краснознаменной).
Правее купол Благовещенской (позднее Вознесенской) надвратной церкви в Гостином дворе и купол ее звонницы над противоположными воротами, 1755.
Еще правее Троицкая церковь, 1745, до 1810 не имела колокольни (угол Кобозева и Ленинской).
Следующий высокий ориентир - минарет первой соборной мечети, 1804 (между Каширина и Левашова).
Остается еще один невысокий купол. Все, что приходит в голову, Вознесенская церковь при госпитале, 1745 (между Брыкина и Казарменным).
В городе были еще два храма. Никольская церковь примерно там, где сейчас католический храм (надо полагать, "съедена" перспективой), и лютеранская на Советской (последняя первоначально купола не имела, он был надстроен в 1843).
Итак, если все ориентиры опознаны верно, датируем гравюру периодом 1804 - 1810.
P.S. А что это дымит в левом нижнем углу?
P.P.S. Нашел автора!
"Рисунок сделан летом 1824 года Павлом Петровичем Свиньиным. Таких, как он, Гоголь называл «историческими людьми»: всё время в истории попадают. Он и журнал издавал, и скандалил, и путешествовал по миру, и много рисовал. Читатели, в общем, правильно угадали, что тут нарисовал он Оренбург с южного берега Урала, примерно с того места, где начинается автодорожный мост.
Но - увы! Приходится вспоминать язвительные слова Пушкина, что Павлуша ещё в детстве «не мог сказать трёх слов, чтобы не солгать». Явно преувеличена крутизна обрыва, слишком близко друг к другу стоят на яру соборы Введенский (слева) и Преображенский (справа). Да и не похожи они на те, что мы знаем по старым фотографиям. Мост через Урал был наплавным, а не свайным, как у Свиньина. И почему в левом углу рисунка летом из чего-то похожего на индейский вигвам (а их художник видел в Америке) идёт дым?
Кроме уже упомянутой склонности к - как бы помягче пушкинского сказать - фантазированию Павла Петровича, тут есть небольшое обстоятельство, обеляющее его: рисовал он явно по памяти, через несколько лет, да ещё мог добавить отсебятины гравёр, переводивший рисунок в гравюру. Но спасибо Свиньину и за то, что у него получилось, какой-никакой художественный документ."
Вильям Савельзон, газета "Оренбуржье, 31.07.2012
Вот он, Свиньин Павел Петрович (8[19].06.1787-9[21].04.1839), писатель, художник, историк, географ.