Иркутский историк, преподаватель университета Сергей Шмидт выложил в своем блоге подборку свежайших околесиц из ответов по ЕГЭ. Надо сказать, школьники враз насовершали десятки исторических открытий.
Да будет вам известно - «неграмотность ликвидировалась большевиками для того, чтобы просто стадо стало умным стадом», и «Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством». Выяснилось, что «в СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря». Один выпускник выдал: «врагов советской власти называли дивидентами». Дивидентское движение росло и ширилось» (сохранена оригинальная грамматика). И, оказывается, «жену декабриста можно было, во-первых, лишить звания, во-вторых, оскорбить, в-третьих, изнасиловать», а «при Екатерине II людей не пытали бутылками из-под шампанского».
Свет пролит буквально на каждую историческую эпоху. Над школьными откровениями можно посмеяться (уверен, и вы это сделали), можно опять и опять (таких, думается, большинство) высказывать все, что накипело по поводу реформы Фурсенко. Хотя последнее уже моветон: получил чей-нибудь сынок за ЕГЭ ничтожное количество баллов - все, пошло-поехало. Видите ли, сын в действительности не дурак, это Фурсенко его в дурачье заделал.
Некоторые нудят, что их поколение было умнее и прилежнее: двоек они меньше получали, в пионерских галстуках добро творили. Под оглушительное дынц-дынц на дискотеках ночи напролет не танцевали, пива не пили, сушили гербарии и музицировали на фортепиано…
Школьные перлы полувековой давности и сегодняшние - те же яйца, только в профиль. Ляпы всегда были. Если навскидку - еще в «Мурзилке» перепечатывали выдержки из прадедушкиных школьных сочинений.
Исторические промахи на ЕГЭ настораживают тем, что у выпускников летоисчисление ведется с момента их собственного появления: детство, отрочество, юность и т. д. До этого было ничто, то есть ничего не было. Прошлое воспринимается как рудимент, от которого, словно от поношенных башмаков и заезженной «копейки», надо скорее избавляться. Не комильфо возиться с рухлядью, когда массовая культура принимает только современных. Тех, кто, что называется, в теме.
Вдобавок прошлое уже настолько переворошили, что после многократного перемусоливания истории в ней остались лишь скандальные подробности из жизни политических деятелей, идеологические переделки общеизвестных фактов. Из одной истории можно слепить другую, из другой - третью. Получается, что прошлого нет, есть только его интерпретации.
Историй в результате много, и ни одна не приходится по вкусу подросткам. Их выбор: лепить свою собственную историю, копируя взрослость и амбициозность старших. Ведь незачем знать былое - его, если понадобится, можно додумать.
"Уральский рабочий", Екатеринбург