Эквилибристы русского неба

Dec 08, 2013 11:30





Простые советские летчики не раз становились первопроходцами высшего пилотажа
9 сентября 1913 года российский летчик Петр Нестеров впервые выполнил свою знаменитую "Петлю", положив начало искусству высшего пилотажа. С тех пор отечественные покорители небес стали признанными мировыми лидерами, и еще не раз изобретали новые воздушные трюки.
Вспомним несколько сложных пилотажных фигур,  которые отечественные пилоты выполнили первыми.

"Петля Нестерова"

Пожалуй, одна из самых известных фигур сложного пилотажа. В мире ее называют "Мертвой Петлей", а "авторские права" на нее за рубежом иногда приписывают другим летчикам. Фигура представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Попытки выполнить правильную "Мертвую Петлю" предпринимались с момента возникновения авиации, однако впервые это удалось сделать без нарушений и трагических последствий.



9 сентября 1913 года над Сырецким аэродромом Киева военный летчик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова», или «мертвой петлей». Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Петля Нестерова своё название «мёртвая» получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно не выживали. В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Но 9 сентября 1913 года нестеровский «Ньюпор» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился. Чего только не писали газеты о том полете! Многие причисляли
поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других - смелых - побеждать дух смерти в воздухе...». Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский. Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова. Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.

image Click to view


"Петля Нестерова" в исполнении "Русских Витязей"

"Чакра Фролова"

Более сложная версия "Петли Нестерова" была впервые выполнена Евгением Фроловым и названа в его честь. При ее выполнении самолет выполняет не просто "Мертвую Петлю", а своего рода кульбит: самолет на малой скорости делает петлю столь малого радиуса, что практически вращается вокруг собственного хвоста.

Впервые выполнил: заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации Евгений Фролов. Участник сборной команды СССР по высшему пилотажу. Кроме "Чакры" в 1995 году впервые выполнил на Су-35 еще две фигуры - "Хук" и "Кульбит".

image Click to view


Фигура высшего пилотажа Чакра Фролова
"Кобра"При выполнении этой фигуры резко задирается нос самолета, он даже может запрокинуться назад (в зависимости от самолета - на угол вплоть до 180 градусов). При этом машина сохраняет направление движения и набранную высоту. Впервые фигура была выполнена случайно, при ошибочных действиях пилота, однако впоследствии многократно повторялась и обрела популярность.

image Click to view


И. Волк рассказывает о первом выполнении фигуры "Кобра"


                        

Игорь Волк                                                          Виктор Пугачев

Впервые выполнил: летчик-космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк. Позже он помог освоить фигуру летчику-испытателю Виктору Пугачеву, который затем показал ее в Ле Бурже, так что фигуру как правило называют "Коброй Пугачева".

image Click to view


"Кобра Пугачева" на ПАК ФА/ Т-50

"Колокол" на боевом истребителе
Опаснейшая фигура высшего пилотажа, во время выполнения которой велика вероятность остановки двигателей. Выполняя "Колокол", самолет круто набирает высоту, после чего проходит нулевую скорость. Затем падает с поворотом корпуса и пикирует вниз. Фигура больше подходит для спортивных машин, но отечественными пилотами она была перенесена на военные самолеты - Су-27 и МиГ-29. На втором из них "колокол" был впервые показан публике в 1988 году в Фарнборо.



Впервые выполнил: майор Анатолий Квочур. Герой Российской Федерации и заслуженный летчик-испытатель СССР. Начал службу пилотом в 1973 году. Через год после выполнения первого "колокола" избежал гибели на авиасалоне в Ле Бурже: успел катапультироваться из разбившегося МиГ-29.

image Click to view


МиГ-29 выполняет фигуру "Колокол"

"Суперавтопилот"
Этот прорыв не относится не фигурам как таковым. Он скорее придал им новую яркую "изюминку". 19 июня 2003 года на аэродроме в Жуковском в воздух поднялся Су-27, чтобы выполнить все ключевые фигуры высшего пилотажа и благополучно приземлиться. Уникальным этот полет стал по одной очень веской причине - до этого момента комплекс фигур не выполнялся в автоматическом режиме.



Впервые выполнил: летчик-испытатель Александр Павлов. Уроженец Жуковского, сын заслуженного летчика-испытателя СССР Валерия Павлова - в его призвании не могло быть сомнений. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, получил звание Героя Российской Федерации в 2006 году.

Источник

Россия, Герой России, герои, Армия, Оружие

Previous post Next post
Up